Один в темноте Мрачное и стильное кино Алекса Пройаса о том, что делает нас людьми. А по сути киберпанковская анти-утопия, каких не мало, и где слабый человек идёт против системы, активно добиваясь правды. Тем самым здесь поднимается ещё и проблема роли человека в общем механизме, где тот может представлять лишь незначительный винтик, тем не менее влияющий на результат работы, а может быть и вовсе отрешенной частью от коллективного бессознательного, задевая вопросы психоанализа и поиска души. Многие идеи здесь переплетаются довольно тесно, а сюжет смотрится сейчас, словно «Поле битвы Земля» встретило «Матрицу» где-то в «Бразилии» Терри Гиллиама, что хоть и отражает обобщённо этот фильм, звучит не слишком правильно, ведь «Матрица» вышла годом позже, а всеми так ненавистная (А мне понравилась! Обожаю!) «Поле битвы Земля» ещё через год.
Расширенная режиссерская версия фильма помогает сильнее раскрыть мир, в которой зрителя стараются погрузить, но не слишком значимо сказывается на деталях сюжета, позволяя наблюдать скорее интересные и дополнительные детали, частично судьбы некоторых второстепенных персонажей, и более объемно демонстрировать ту или иную сцену. А потому смотреть, конечно, такой фильм лучше всего именно в расширенной версии, что в прочем и не удивительно даже.
Главный герой, подозреваемый в серии убийств, страдает потерей памяти, и остается буквально один в темноте — в этом мрачном и недружелюбном городе. Но разобраться Джон Мёрдок пытается не столько в себе, сколько в происходящем вокруг. Параноидальная мания преследования и построение теории заговоров приводят его всё к новым и новым пугающим открытиям о мире, в котором он существует, где мрачные городские джунгли ограничивают свободу и волю, а солнца не видели уже слишком давно. В этих идеях рождается основной мотив человеческого сознания и его значения, а заодно и вопросы разума и чувств в их взаимосвязи и противодействии. Стандартная борьба добра и зла здесь подобна «Матрице», ведь главный герой — такой же «Нео», ищущий ответы, пилюли заменены на шприцы, а идентичные близнецы-незнакомцы в черном — никто иные, как «агенты Смиты», и вопят между прочим именно свое культовое «мистер Андерсон Мёрдок!». Перестраиваемый по воле разума мир — поле действия подопытных крыс в жестоком эксперименте, но как и положено в таком жанре — всегда найдется «один простой человек», который скажет «хватит!».
Так было, так будет, и далее сюжет двигается прыжками от шаблона к шаблону, что можно слегка простить с учётом года выхода, как бедноватый визуал можно простить, поглядев на скромную цифру бюджета. Впрочем, с графикой тут как раз не так уж плохо, куда сильнее задевает безжалостное бросание поднятой проблематики и сюжетных частей. Стоит истории уйти на очередной поворот, как о прошедшем до сего момента никто и не вспомнит, все резко уйдет клином в другое русло, и будет петлять вокруг да около ещё несколько раз. В итоге ни одна из идей фильма грамотно не подана и не практически не раскрыта, что приводит нас к его самой главной проблеме: зрелищем он не берет, сюжетом тоже, а смысловая часть элементарно зажевана неграмотным отношением к имеющемуся потенциалу. Начавшись детективным триллером все переходит в итоге в глуповатый сай-фай, местами смешащий своим примитивом и наивностью, но все же радующий некой традиционностью и сдержанностью в намеченных рамках.
Настолько пустое кино вполне сойдет за развлечение, скрасив своим просмотром скучный вечерок, а любителям мрачных фильмов и кино-утопий оно и вовсе может запасть в душу и вызвать желание повторно пересматривать, как некогда провалившийся, но ставший культовым, такой же слабенький и пустой «Эквилибриум». Киношка на 1 раз, но заслуживающая этого одноразового просмотра. Главным хитом Пройаса навсегда останется шедевральный «Ворон», а всё остальное рано или поздно забудется, как страшный сон. Ведь «Темный город» подобен какому-то коктейлю, при просмотре в наши дни, не смотря даже на то, что вышел он чуточку раньше своих куда более популярных аналогов. Кино сейчас смотрится красивой пародией, где дешевизна бюджета принесена в жертву стилю и режиссерскому таланту. Пройас может снимать, когда хочет, и здесь это действительно так, единственное «но» — режиссёр хочет, но сам не понимает чего именно. Точно так же и зритель, поглядев эту дилемму разума и сердца в конце почувствует себя незаслуженно обманутым, но все же наверняка весело проведет время за просмотром.
7 ИЗ 10
Оригинал