Снять по личному распоряжению Фюрера.«Через 20 лет после начала Мировой войны, через 16 лет после начала страданий немецкого народа, через 19 месяцев после начала возрождения Германии Адольф Гитлер снова вылетел в Нюрнберг, чтобы встретиться со своими верными соратниками»
Нюрнберг — красивый и величественный, и еще более величественен пролетающий над городом Гитлер, окидывающий взглядом свои «владения». Счастливый и преданный народ встречает своего вождя. Мы видим вблизи лица многих людей — верные, неистовые, как под гипнозом. На их глазах слезы счастья. Они любят фюрера, боготворят его. Сильные кадры. Полное единение граждан — приверженцев одной «веры». Одна идея, один вождь. Один Бог — Фюрер. Гитлер проезжает вдоль стройных рядов ликующих жителей Нюрнберга, приветствует их, и мы ощущаем его неколебимое главенство. Цель -показать величие нации, непоколебимый авторитет Гитлера, всеобщее поклонение ему. Попеременно с шествием мелькают здания, памятники, башни, часы, такие мелкие детали, как кошка на подоконнике, например. Тщательно передается адмосфера, любование архитектурой.
Строгое уверенное лицо Гитлера. Можно прочувствовать его любящий, благодарный и даже нежный взгляд. Как он близок к своему народу, выходит прямо к людям. Он открыт, он им доверяет, он хочет показать им, что он с ними наравне. Хоть он и велик, но он на одном уровне со своими преданными слугами. Мы совсем не видим на этой записи в Адольфе кровожадного диктатора, поставившего под гипноз всю немецкую нацию, заставившего безвольно брести всю страну под его песнь о мире и торжестве воли. Звучат победные марши на протяжении всего фильма.
На съезде НСДАП перед делегацией иностранных государств идеологи нацизма произносят речи:
«То, что бросило вызов столетиям, сохранит силу на протяжении столетий»
«Сохранение здоровья крестьянства является основой для промышленности и деловой активности в Германии»
«Везде проявляется жизненная активность»
«Нация, которая не оберегает свою расовую чистоту обречена на вымирание»
Идеальный пропагандистский фильм. Они убеждают весь мир, что идет развитие строительства в Германии, прогресс, промышленный бум, Германия заботится о гражданах. Слава арийцам, слава Германии. Счастливые, дружные германцы в перспективной развивающейся стране идут взявшись за руки к свободе.
«Мы готовы вести германию в новую Эру». Нам по очереди показывают солдат, каждого в отдельности, все они прибыли из разных частей Германии, они называют места, откуда родом, что говорит о сплоченности страны, жители всех деревень собрались здесь чтобы отстаивать честь своей Родины. Они готовы к беспощадным действиям, в них разгорается ненависть ко всему миру, вызванная унижением. Они были личностями, у каждого была своя история, теперь же это одна гигантская мощная безликая машина убийства, не сейчас, — через пару лет ее механизм приведут в действие. Пока что же юноши хором повторяют, как много хороших дел они собираются притворять в жизнь вместе: «сегодня мы осушаем болота и засыпаем их песком, мы сажаем деревья…» Они больше не существуют по отдельности, у них нет права голоса, но может быть понятно только современному зрителю. Лени Рифеншталь изображала мощную армию солдат, выстроенную в геометрически ровные ряды, мы же видим марионеток, оловянных солдатиков живущих под гипнозом гениального сектанта. Фильм также производит гипнотическое действие. Боюсь представить какое влияние он оказывал на юные непорочные умы молодых немцев.
Один народ. Один Фюррер. Один рейх. Крупные планы — каждый человек — сила, но в то же время только лишь часть идеологической смертоносной машины. Гитлер видел в кинематографе великую силу, способную запечатлеть мощь его идей в веках.
Размах и роскошь съемок поражают. Используются всевозможные приемы и ухищрения. Работа с камерой и монтажом заставляют нас аплодировать своим врагам. Красота и сила. Лени Рифеншталь удалось совершить революцию в документальном жанре. Идеология нацизма кажется зрителю привлекательной.
Этот, казалось бы, обладающий оптимистичным духом фильм, демонстрирующий нам колоссальное количество счастливых людей, полных любви к своей стране и своему предводителю, вселяет невообразимый страх. Мощное организованное нацистское общество. Каждый готов умереть за фюрера. Тоталитарный режим, диктатура, подавление личности во имя государственного образования. Несмотря на это, кадры фильма позволяют почувствовать сильнейшую энергетику, слияние вождя и народа.
Горько, тяжело наблюдать происходящее на экране тем, чьи нации непоправимо пострадали от нападок нацистов, тем, чьих предков безжалостно истребляли и душили немецкие «машины», тем, кто знает, что именно диктует нам послание этого фильма. Мне, как человеку, родившемуся в стране, народ, которой страдал от дьявольской силы нацистов и боролся до последней капли крови, чей прадедушка погиб на войне, чьих сограждан во Вторую Мировую погибло более 26 миллионов, не просто объективно оценивать его изобразительные и кинематографические ценности.
Очень сложно отделить этот кинофильм от его кинотекста, но если на секунду переступить через разум и чувства, отречься на миг от принципов и ненависти к нацистам, можно смело заявить, что это не только мощнейший пропагандистский фильм, но и гениальный документальный шедевр.