Империя Зла« — Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить.» (с)
Сегодня этот фильм считается если не запрещённым, то во всяком случае — нежелательным к просмотру. Его не демонстрируют по понятным причинам по телевидению, не выпускают на видео. Хотя этот фильм является одним из шедевров мирового не игрового кинематографа, и влиятельнейшей агиткой своего времени. Достаточно только перечислить несколько престижных списков по кинематографии, куда он включён: «1000 фильмов которые вы должны увидеть», «1001 фильм который нужно посмотреть», «Лучшие фильмы по мнению кинокритиков» и др. Парадокс! Фильм вроде как классика кинематографа, и стыдно его не знать. Но в то же время, его стараются по возможности замалчивать, и не показывают зрителям. Подразумевается, что желающие с ним ознакомится сделают это сами. Вроде как с прозой маркиза Де Сада — она как бы есть, но желательно к ней не прикасаться. Только если литературные опусы озабоченного маркиза чистой воды порнография, то проблема документального фильма Лени Рифеншталь в его явной агитационной направленности и пропаганде нацизма. А если быть точным, то национал — социалистической партии вообще, и её созидателя и верховного лидера Адольфа Гитлера в частности. Исходя из этого понятно, что скажем крутить фильм по ТВ в канун Дня Победы — «не гуд», но не показывать фильм вовсе — глупо. Его бояться не стоит. Современных нацистов — гопников он на свершения «подвигов» не отправит, ветеранов не оскорбит, молодёжь не взбаламутит. По сути в нём нет нечего кроме военных парадов, смотров, пламенных речей партийных бонз Рейха с трибун, и демонстрации восторженного немецкого народа радующегося проезду по улицам своего фюрера… Это всего лишь сильно устаревшая реклама НСДАП — и потрясающий своей операторской работой и стильным монтажом, образцовый агитационный, документальный фильм. В нём Гитлер не призывает немецкий народ начать войну со всем человечеством, истреблять евреев и создавать «лагеря смерти». В тех речах, которые вождь Третьего Рейха произносит с высоких трибун в свойственной лишь одному ему, истерично — надрывной манере, он высказывает гордость за свой народ и подрастающее поколение, призывает немцев вступать в «трудовой фронт» (нечто вроде стройбата) и клянётся не сворачивать с выбранного им для Германии пути (правда, что это за путь пока не озвучивается)… Его зря в своё время запретили в СССР — всё таки наш народ увидел бы заранее, что вскоре ему предстоит борьба с хорошо подготовленным, вымуштрованным, снаряжённым и блестяще экипированным врагом (а не со сборищем пьяниц и дураков, какими фашистов представляла советская пропаганда). Сейчас же причин его держать «на полке» и вовсе нет. Сегодня «Триумф Воли» (1935) воспринимается не как агитка, а как известный шедевр документального кино…
После краха нацистской империи, снимавшийся в её недрах кинематограф канул в небытие вслед за государством — производителем. И лишь малые крупицы его смогли сохраниться до нашего времени. Самые видные ленты принадлежат фрау Рифеншталь (немецкая кино — дива прожила аж до миллениума!), которая в последствии попала в «чёрный список» всех киностудий мира, и была отлучена от любимого дела на многие годы. Так уж вышло, что её лучшие фильмы в той или иной степени прославляли правящую на тот момент нацистскую партию. Вместе с «Триумфом Воли», Рифеншталь так же сняла «Победу Веры» (посвящённый победе национал — социалистической партии на выборах 1933 — его). Ошибочно к ним причисляют и двухсерийную «Олимпию» (1938) — документальный фильм о спортивных соревнованиях Олимпиады 1936 — ого, прошедшей в Берлине. Сегодня и его не демонстрируют по телевидению и невозможно найти на видео — носителях…
Стоит признать, что подобные кинематографические оды диктаторскому режиму создавались тогда не только в фашистской германии. Снималась подобная агитационная документалистика и в сталинском СССР. Только в отличии от советских режиссёров — «певцов режима», германские кинематографисты справлялись со своей работай не в пример удачнее, снимая не просто хронику парадов и демонстраций по заказу «хозяина», а создавая поэзию от киноискусства. Работа Рифеншталь без малого — завораживает. Тысячи солдат как один вытянув руку, в один голос по призыву фюрера кричат «-Зиг хайль!». Несметные тысячи марширующих или смирно стоящих в колоннах солдат, грандиозные парады и шествия, ликующие и бросающие цветы народные массы, помпезные нацистские сооружения с орлами и свастикой, множество штандартов и знамён, наконец красивая военная форма (особенно чёрная «эсэсовская», разработанная по заказу вермахта «HUGО BОSS»). Огромные масштабы съёмки, невероятная мобильность операторов, красивые ракурсы и превосходный монтаж. Не говоря уже про историческую ценность картины. По фильму можно проследить как идея нацизма становится государственной политикой, втягивая в себя все сферы национальной жизни. Например молодых людей, по сути ещё детей, воспитывают в «Гитлерюгенде» (аналог американских «скаутских» отрядов и нашей пионерии), где им с юных лет внушают нацистские идеи и любовь к своему фюреру…Ну и самое главное, это уже упомянутая операторская работа. Этим картина способна произвести впечатление и сегодня, ровно 80 лет спустя своего создания. Хотя сейчас в распоряжении киношников куда более совершенное и компактное оборудование, снимать столь же прекрасно подобные массовые мероприятия они почему то не могут, ограничиваясь короткой хроникой для выпуска вечерних телевизионных новостей. В то время, как Лени Рифеншталь снимала настоящее произведение искусства, делая из госзаказа авторское творение, обречённое остаться в анналах мирового кинематографа.
9 из 10