Чувствуется талант постановщика. При отсутствии бюджета, сценария, локаций для съемок Форман смог поставить отличную сатиру на Чехословакию 60-ых. Эпизоды с отбором девушек и пожаром бесподобны. Режиссер хорошо показал бытовую жестокость и пренебрежение согласием среднего человека. Кстати, фильм несет очень сильный феминистский посыл. Многим современным попыткам что-то изобразить на данную тему до «Бала пожарных» еще развиваться и развиваться.
Ничего особенного в сатире нет. Сейчас каждый год снимается какая-нибудь сатира, и мир это переживает стоически. Плохо, когда общество начинает откармливать священных коров. Тогда сатира превращается в крамолу. А если еще цивильные чиновники перестают понимать, что входит в перечень священных коров, а что нет, сатира оказывается опаснее пожара. Поэтому «Бал пожарных» был воспринят как политический манифест, хотя сам Форман даже в последующие годы не проявлял интереса к политическому кино. А «Бал» снимал, чтобы задолго до одного афориста проиллюстрировать тезис «хотели как лучше». Как бы то ни было, благодаря фильму Форману стало только лучше, и он, сменив место жительства, вписал свое имя в мировой кинематограф крупными буквами.
Тем не менее, сквозь время смотрится фильм тяжеловато. Возможно, не хватает погружения в повседневную действительность, которое было естественным для зрителей того дня. В результате отдельные сцены смотрятся просто шедеврально, а другие хочется поскорее пропустить.