Любимая (или больная) тема для Милоша Формана – личность против системы. Форман хорошо знал (и как ему было не знать), что в таких противостояниях личность чаще всего будет уничтожена системой. В «Призраках Гойи» это не коммунизм и не дурка, и не армия. На сей раз великая и ужасная испанская инквизиция. А еще времена тяжелые. Времена, в которые всем приходится выживать. У кого-то получается, у кого-то нет. Наполеоновские войны. Вроде бы все привыкли к старой власти, как ее свергли, и пришла новая. А потом ее свергли, и вернулась старая. Борьба одних элит с другими постоянно перемалывала судьбы случайных людей. Уже понятно, что от каждого кадра должно веять легкостью и вдохновением.
В этом фильме Форман смотрит на личность с другой стороны, нежели в более ранних фильмах. Ее изначально как бы и нет. Она вырастет из собственных проблем. Жизнь такова, что нужно только вовремя меняться, колебаться за линией партии и тогда получится выжить, а может, и где-то преуспеть. Но до какого предела можно менять маски и объявлять себя на сей раз самым настоящим, отрекаясь от сказанного и сделанного ранее? В конечном счете, выбор будет между умереть собой или перестать быть собой, но выжить.
К сожалению, часть зрителей обманулась, считая, что фильм – биография художника Франсиско. Нет, Гойя здесь рассказчик, свидетель эпохи. Мы видим судьбы людей его глазами. Собственно фильм называется «Призраки Гойи». В действительности это – великолепная драма с типично формановскими посылами.