Великолепный фильм со множеством пластов и для того, чтобы напрячь вещество под костями черепа. Это один из тех фильмов, в которых режиссер не ставит целью ответить на вопрос: «что на самом деле происходит?» Или в более привычной форме: «а кто же убийца?» Может, дворецкий, может, граф... а может это вообще некая мистификация. Ответ
дальше
Великолепный фильм со множеством пластов и для того, чтобы напрячь вещество под костями черепа. Это один из тех фильмов, в которых режиссер не ставит целью ответить на вопрос: «что на самом деле происходит?» Или в более привычной форме: «а кто же убийца?» Может, дворецкий, может, граф... а может это вообще некая мистификация. Ответ не важен. Здесь Верховен возвращается к приему, который он использовал в своих ранних фильмах, о чем сам он охотно рассказывал – «Оранжевый солдат», «Четвертый мужчина», «Основной инстинкт». Дать оценку фильму без спойлеров невозможно. Поэтому придется говорить намеками. Есть пласт о невозможности вписать природу человека в рамки желательной идеологии. Природа все равно победит. И самые ярые поборники идеологии, чтобы ее защитить, быстро станут первыми рабами своих страстей. Ламбер Вильсон тут воплотил потрясающий, одновременно смешной и жуткий образ. Есть пласт о невозможности отделить человека от маски, которую он носит. Тема была выбрана благодатная – об исторической правде можно только гадать. Есть фирменная черная ирония, основанная на том, кто быстрее всех и легче всех обесценивает человеческие страдания. И кто оказывается ближе всех к правде и честнее всех. Конечно, тот, кто больше других лицемерит. Он (она), конечно, попадет в сети обмана. Тут не голливудская сказка, а некрасивая изнанка жизни. И есть пласт о искусстве с его противоречиями, особенно про голландский натурализм, который Верховену так близок. Вместе с тем в фильме много условностей, который портят впечатление. Например, когда девушку жестоко избили, лицо осталось нетронутым – чтобы не портить кадр. Судя по фильму, в уходе за внешностью монашки 17 века добились небывалых успехов. Девушка после пыток уверенно стоит на ногах и бодренько ходит – так не бывает. Астрономическое явление, которое должно было будоражить всех, по ходу сюжета испаряется за ненадобностью в сценарии и т. д. И все же у фильме великолепный киноязык. Чего стоят только ангелы, разбегающиеся при появлении представителя папы римского... p. s. В России фильм не допустили до показа. «Нимфоманку» в свое время допустили, а «Искушение» нет. То ли времена меняются, то ли еще что. Но скоро это будет показателем качества. Не допустили до показа в России – фильм хороший, надо смотреть.
|