Интереснейший и очень красивый фильм, настоящая историческая драма, как она должна быть. Действительно произведение, а не какой-то вонючий блокбастер или фэнтези. Хвалить можно всё – отличный сюжет, множество колоритных персонажей (и каждый раскрыт, никого не обделили), морали, работу всех, кто воссоздал эти древние пейзажи, атмосферу эпохи. Большой хронометраж, почти в 2 раза больше стандартного, – я всегда такое ценил.
Однако есть недостатки.
- Герой, впервые сделав вскрытие человека, рассказывает о внутреннем строении, о сердце так, будто это что-то совершенно ранее невиданное. Авторы забыли о том, что люди из средневековья постоянно имели дело с разделкой животных. Сердца, легкие, печени и т.д. они то и дело видели на своем столе. Органы человека от всего этого мало отличаются, поэтому рассказывать об этом как об открытии новой вселенной персонаж не мог.
- Фильм является вроде как экранизацией книги, но как это и водится, вся книга там переврана. Я понимаю, когда содержание меняют ради сокращения или усиления акцентов, но здесь все эти изменения абсолютно не оправданы. Когда кто-то должен был умереть так, он умирает иначе или вовсе вместо него умирает кто-то другой. Персонажи не туда идут, не то делают. Зачем?
- Огромное количество исторических ошибок. Катаракта не лечится, во всяком случае не так. Сказка про Аладдина не входит в "1001 ночь" и появилась гораздо позже. Шах был не шахом, а эмиром, и воевал не с теми и умер не так. Авиценна себя не травил, а умер от болезни желудка. Не те одежды, доспехи, Тауэр в конце показан за полтора века до его строительства и т.д. Подробнее читайте в Википедии. Обычный зритель конечно ничего этого не знает и не заметит, но дело в том, что мы сейчас живем в эпоху общедоступной информации, любой факт можно проверить за секунды, не вставая с кресла. Писатели и режиссеры тоже должны бы их проверять тем же способом, но почему-то решают этого не делать.