Быль о самоорганизации «Всего один человек и одна книга изменили весь мир», — убеждён главный антигерой «Зала Джимми», старый католический священник отец Шеридан. Речь, конечно же, о «Капитале» Маркса, не дающем покоя ни одному нормальному ирландскому католику в 30-х годах. Великая Депрессия обрушилась на формально свободный от Британии остров массовым закрытием предприятий и выселением за долги, родив отчаяние в душах бедняков и страх в душах власть имущих.
Эти отчаяние и страх делают бывшего общественного активиста Джимми Гролтона, вернувшегося в Ирландию из Штатов после долгожданной смены правительства, этаким центром притяжения для всех персонажей фильма. Простые люди видят в Джимми надежду на то, что их жизнь может обрести какой-то смысл, не сводящийся к выживанию. Эти надежды выливаются в коллективное действие — открытие того самого зала Джимми, где каждый может почувствовать себя человеком, занимаясь любимым делом, будь-то бокс, обучение, пение или танцы. Джимми проявляет себя великолепным организатором, которому доверяют и которого видят своим лидером.
«Священники и хозяева» умудряются увидеть в Джимми воплощение всех своих страхов, рождённых экономическим и, видимо, духовным кризисом. Здесь проклятые янки вместе с англичанами, «сибирские коммунисты», секретные сталинские тюрьмы, национализация женщин и детей (!), ночные оргии под открытым небом, ритмы «невежественной» Африки и, конечно, Чарли Чаплин на пару с антихристом. Кажется, всюду, где не висит флаг Ирландии или Ватикана, должны обитать драконы.
Наиболее драматический образ фильма — отец Шеридан, воспринимающий появление зала Джимми как альтернативную точку притяжения, единственное место, которое может влиять на умы в сельской глубинке так же сильно, как и его кафедра. Будучи честным с самим собой, святой отец объясняет своему помощнику, что он не владеет идеологическим оружием против идей солидарности, распространяющихся подобно «лесному пожару». Уподобляя идейных коммунистов первым мученикам-христианам, отец Шеридан отвергает любые попытки сближения и выбирает силовой путь решения в борьбе за умы… Однако в интервью Кен Лоуч утверждал, что «в Церкви в то время были разные точки зрения»: это видно в фильме по гневной реакции другого священника на самодурство Шеридана.
Фильмы по сценарию Пола Лаверти — это зачастую столкновение системы с маленькими антисистемами, небольшими самоорганизующимися группами. Основная коллизия этих столкновений — даже не бросающаяся в глаза несоразмерность возможностей противников, а предельная враждебность системы. В этом смысле простой с виду «Зал Джимми» — куда более жестокая история, чем «Хлеб и розы» или «Они продают даже дождь». В «Зале Джимми» представители системы стремятся установить господство даже над мыслями, для чего им приходится брать в союзники зарождающийся фашизм, который традиционно прикрывается идеями защиты веры и единства нации.
8 из 10
Оригинал