Еще до просмотра фильма, но уже зная о нем по обзорам, трейлерам и всему такому, я думал, что напишу в итоге совсем другую рецензию. Думал, что скажу так:
Это фильм, снятый специально для черных, но это неплохо. Они многострадальный народ, который слишком многое вытерпел и который до сих пор живет с комплексом, ведь они никогда не имели собственной великой истории с королями, полководцами, духовными лидерами, архитектурными сооружениями, великими открытиями и т.д. Они были поглощены нашей историей раньше, чем у них появилась своя. Но им хотелось бы иметь свое собственное великое государство с дворцовыми интригами, воителями, технологиями, и поэтому Марвел подарили им сказку, в которой всё это у черного народа есть. Если кино способно заполнить даже такую пустоту, как национальный комплекс, то почему нет?
Ну и конечно же, всё это оказалось не так, и я к этому вернусь. Но для начала развлеку обычными киногрехами:
- Вибраниум ранее просто отражал любой объем кинетической энергии. Теперь он еще дарит высокий интеллект, лечит, и на нем растут волшебные цветы. Есть что-нибудь, че он НЕ делает?
- Королева одергивает Шури за то, что та показала фак, хотя это произошло за ее спиной. У королевы глаза на заднице?
- Принцесса позволяет себе поистине идиотские слова на коронации брата. Она насмехается над вековой традицией, но никто из своих ее не осуждает. Но именно такое поведение становится причиной вызова на бой ее брата. Что если бы он проиграл и умер за ее шуточки?
- Король страны выбирается путем первобытного поединка. То есть к власти может запросто прийти полный дурак, который просто хорошо дерется, и вся страна должна будет потакать его самым безумным прихотям.
- Почему Кло еще занимается преступными делами? Ранее Альтрон заплатил ему столько, что обеспечил его род на 10 поколений.
- Как Киллмонгер прилетел на кукурузнике из Америки в Африку? Как он прошел через барьер, через который даже инопланетные монстры живыми не пролезают? Откуда он знал, где находится секретная часть Ваканды, сокрытая от всего мира? И если знал, то зачем просил Кло отвезти его?
- В какой-то момент персонажи произносят "Хвала Хануману". Хануман – индуистское божество. Почему они ему поклоняются?
- Почему Шури выбалтывает ЦРУшнику всё о Ваканде, о технологиях? Она выдала разом все государственные тайны агенту правительства США, с которыми у Ваканды еще нет никаких соглашений. Да, агента надо было вылечить, но это можно было сделать в закрытом помещении, не говоря ему ничего.
- В конце фильма Тчале задают вопрос, он на него клишировано не отвечает и с улыбкой многозначительно смотрит в кадр. Затем сцена после титров, ему снова задают вопрос, и он снова делает то же самое. Если сделать так в реальности, ты либо идиот, либо издеваешься над собеседником.
- Перевод этого не передает, но в оригинале все черные персонажи разговаривают на английском как на чужом языке, едва с ним справляясь. Они зажевывают и выгавкивают слова. Это же не африканский фильм производства Нолливуда, актеры – американцы.
- Злодей фильма жесток настолько, что это выглядит карикатурой. Он убивал людей сотнями в самых разных странах, на всех войнах, какие при нем были, и ставил на своем теле зарубки по каждому убитому. А младенцев на завтрак он случаем не ел? До него в киновселенной были фашисты, террористы, колдуны, инопланетяне, злой робот, но никто из них не был жесток настолько.
И теперь возвращаюсь к исходному вопросу. Это совершенно не тот фильм, который должен был бы порадовать людей с африканским происхождением. В нем ВООБЩЕ не показана жизнь черных в Америке, этому отведена только открывающая сцена фильма, в которой целевой аудитории напомнили, что негры – это бандиты с пушками, которые вечно хотят кого-нибудь ограбить. Допустим, Америка тут и не нужна была, это же сказка про Ваканду. Как она показана? В ней маковым цветом растут настолько завышенные невероятные технологии, что это даже выбивается из лора киновселенной Марвел. Ваканда – это Мэри Сью среди стран, она тупо самая лучшая, в ней есть всё. Это показывает, что авторы сами относятся к этому образу с иронией (которую не каждый раскусит). Но при этом на фоне высочайших технологий общество Ваканды находится на первобытном уровне, воины в 21 веке ходят с копьями, короля там выбирают как в стае шимпанзе, ему снятся сны про первобытный рай, персонажи разговаривают на папуасском языке ксоза, а вот на английском они говорят с трудом, потому что он для них слишком белый и цивилизованный. То есть этот фильм просто усадил негров на ветку и раздал им бананы. Преувеличиваю? Ближе к концу правитель горной провинции затыкает белого самым настоящим у-у-уканьем гориллы, это не какая-то скрытая сцена, она дается прямо в лоб. И бога Ханумана сюда ввернули потому, что это индуистский бог ОБЕЗЬЯН. Среднестатистический зритель этого не знает или не обратит внимания, но да, неграм приплели бога совершенно чужой культуры ради вот этой скрытой насмешки. Ее еще долго не поймут и не вспомнят, но я уверен, что через десятилетия кто-то будет разбирать этот фильм как пример намеренного оголтелого издевательского расизма, который удалось продать черным за их же деньги.
Герой показан достаточно слабым, с ним наравне сражаются женщины, у которых нет ни суперсил, ни нанокостюмов. Он тушуется быть королем, просит у папки совета, робеет перед женщиной, сестра над ним потешается. Никто из вакандийских королей не заботился о черном народе в целом, прячась от всего мира, причем под спасительным куполом находится даже не вся Ваканда, а только ее развитая часть, тогда как снаружи расположены ее беднейшие чисто аграрные территории, над которыми смеется мировое сообщество. А вот злодей как раз был тем, кто хотел возвысить свою расу по всему миру, хотя и через оружие.
Марвел под эгидой Дисней снял для черных тонкую насмешку, вроде бы дав им ту сказку, о которой они мечтали, но при этом заминировав ее таким посылом: "Вы макаки, езжайте назад в свою Африку, бегайте там с копьями, лазайте по деревьям и гордитесь там своей первобытной родиной". Я этот посыл не разделяю, я на него только указываю. И да, почти никто этого подтекста не заметил, фильм приняли на ура, он показал отличные сборы, критики под страхом прослыть нетолерантными не посмели и слова против него сказать и вздули оценки до заоблачных. Даже номинацию на Оскар выдали. Пипл хавает. И возможно, вот этот пример показывает, что африканская раса сама еще не готова к тому равноправию, которое так отчаянно требует, потому что принимает национальную насмешку за чистую монету. Для сравнения – в России тоже показали супергеройское кино, в котором один герой – клюквенный медведь, еще двое – чурки, а третья готовит борщ, так вот наш зритель эту насмешку не заглотил, а авторов проклял.
Подытожу тем, что Дисней делает такое уже не первый раз. В "Звездных войнах 8" уже был абсолютно ненужный вставной сюжет, в который одним разом впихнули негра, азиатку-феминистку, борьбу за права угнетаемых детей и животных, а затем обрубили всю эту ветку, т.к. персонажей ждал провал, они ничего не добились, и всю эту линию можно легко вырезать из фильма обычным домашним монтажом. То есть кинули обиженным меньшинствам то, чего они всегда требуют, чисто чтобы заткнулись. Теперь, когда уже не вставной сюжет, а вся "Черная пантера" была сделана в таком и даже более едком ключе, не остается сомнений, что вся толерантность и прогрессивность Дисней – это какая-то непонятная двойная игра. Не равенством они там занимаются, а нагнетанием нового социального напряжения.