Итак, "Да здравствует Цезарь!" Джоэла и Итана Коэнов, 2016. К стилю братьев я уже давно привыкла, хотя он несколько разнится в разных фильмах, этот фильм показался мне близким сразу двум - "Серьезный человек" и "Бартон Финк". Они снова, как в "Бартоне Финке", обращаются к эре расцвета типичного голливудского кино и снова, как в "Серьезном
дальше
Итак, "Да здравствует Цезарь!" Джоэла и Итана Коэнов, 2016. К стилю братьев я уже давно привыкла, хотя он несколько разнится в разных фильмах, этот фильм показался мне близким сразу двум - "Серьезный человек" и "Бартон Финк". Они снова, как в "Бартоне Финке", обращаются к эре расцвета типичного голливудского кино и снова, как в "Серьезном человеке", рассматривают вопрос веры - по-своему, конечно. Снято всё довольно просто, выдуманные персонажи сочетаются с реально существовавшими, а серьезность темы сильно разбавлена свойственной им иронией, так что думайте сами, как к этому относиться. Главный герой - это реально существовавший некогда голливудский фиксер Эдди Мэннингс (Джош Бролин), от лица которого ведется повествование, но работает он, в отличие от реального, на придуманной Коэнами киностудии Capitol (название уже использовалось в "Бартоне Финке") и именно он разруливает, причем весьма успешно, всякие проблемы, возникающие на съемках фильмов, основные жанры которых нам покажут в виде вставных сцен. Причем вера - это очень важный вопрос для самого героя, со свойственной ему зацикленностью на времени он ежесуточно мотается к падре на исповедь, хотя грехи его кажутся нам чрезвычайно незначительными - солгал жене в отношении выкуренных сигарет, например, в то время как обещал ей бросить курить. Вот так на грани, когда серьезная тема переходит в свою противоположность, и происходит всё в этом фильме. Известный голливудский актер, подверженный, как и многие из них, известному пагубному пристрастию к алкоголю, из-за чего не сразу придают значение его исчезновению со съемочной площадки прямо в разгар съемок ключевой сцены, когда герой фильма - римский полководец - обращается в христианскую веру, оказавшись перед распятым на кресте человеком (по-видимому, Христом). А его похищение, оказывается, было организовано той самой знаменитой голливудской десяткой сценаристов-коммунистов, чтобы полученный за его освобождение выкуп пустить на борьбу за справедливость, выражающуюся, впрочем, в виде справедливости за распределение доходов от съемок - дескать, сценаристы получают только незначительное вознаграждение, в то время как владельцы студии жируют на огромных доходах со снятых фильмов. Попав к ним, Уитлок (в исполнении Джорджа Клуни) недолго думая, обращается в их "веру", которую потом стремится популярно донести до Мэннингса, однако будучи им резко остановлен с помощью отрезвляющих пощечин, быстренько ретируется и отправляется на съемочную площадку. Ирония и пародия на голливудские штампы тут сквозит практически во всех сценах, ни одна из них не воспринимается абсолютно серьезно. И перебивки в съемочном материале типа «Божественное явление пока не снято» только сильнее подчеркивают это. А уж сцена, когда герой Ченнинга Татума отправляется на "советской" подводной лодке в прекрасную советскую страну, провожаемый десяткой его коммунистических единомышленников, - это вообще нечто, причем при этом звучит хор Красной армии, который не воспринимается, во всяком случае мной, не знаю, что по этому поводу подумает западный зритель, как чистая ирония, уж больно хорошо поют. И особенно прекрасно, когда герой, выбирая между своей собачкой по имени Энгельс и чемоданом с деньгами, выбирает собачку и именно с ней садится в подводную лодку. И снимаемая последняя сцена фильма обращения полководца в христианство обрывается на самом значимом месте - запомнив длиннейший монолог, он забывает простое слово "вера". Вот так и всё в этом фильме, так что решайте сами, будете ли вы его смотреть, возможно, некоторым он покажется скучным, но мне фильм понравился.
|