Российско-китайская дружба, или сказ о том, как Пётр I китайцев спасалПо сути экспериментальная и весьма рискованная вольная адаптация классического произведения Николая Васильевича Гоголя 'Вий' в 2014-ом году от режиссёра Олега Степченко стала импульсом к созданию схожих картин на отечественных площадках (самый показательный пример - трилогия 'Гоголь' (2017-2018)). Показатели неплохой кассы тому способствовали: при 26 миллионах долларов бюджета 'Вий 3D' собрал 39,5 миллионов, да к тому же предлагался многочисленным зарубежным студиям для проката в их странах. Но вот критика и мнение зрителей колебались между сдержанно-нейтральными отзывами и отрицательными. Всё-таки фильм Степченко не поразил воображения, а вторичность повествования, которое ушло очень далеко от оригинального литературного первоисточника, с трудом воспринималось должным образом.
Но это не остановило авторов 'Вий 3D', которые решили сиквелом, анонсированным к премьере на 2019-й год, закрыть несколько вопросов. Во-первых, доказать, что вольные интерпретации, основанные на фольклоре имеют право на существование в отечественном кинематографе; во-вторых, взять хорошую кассу и заявить о себе вне пределов отечественного кинорынка, для чего были приглашены кумиры детства - Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан и Рутгер Хайэр; в-третьих, дать бой американскому засилью в кинотеатрах, связав крепкими узами российско-китайскую дружбу. Чтобы воплотить в жизнь эти трудные, но всё-таки осуществляемые задачи, на съёмки ленты, получившей окончательное название 'Тайна печати дракона' благодаря Шварценеггеру и Чану, было выделено целых 50 миллионов долларов, что в одночасье сделало её самой дорогой в истории российского кино.
Однако, к сожалению, 'Тайна печати дракона' провалилась в прокате, собрав лишь 14 миллионов. И больше всего разгневанных откликов лента, естественно, получила в родном прокате. 'Бей своих, чтобы чужие боялись' - вот такой вот народной присказкой, такое чувство, пользуются все, кому не лень. Нельзя не согласиться, что за последнее десятилетие наш кинематограф 'пробивает дно', а одними спортивными байопиками и Звягинцевым сыт не будешь. Пора уже давно уйти от слизывания зарубежных стандартов и перейти к чему-то собственному, брать пример с советского кино, а не штамповать вторичные ромкомы и 'нижепоясные' ленты от экс-КВНщиков. Но вот в случае с 'Тайной печати дракона' согласиться с мнением, что это будто бы 'выкидыш' и откровенная 'лажа' не могу. На мой взгляд, в данном случае критики идут по самому лёгкому пути: разнеси в пух и пар отечественный продукт и будет тебе благодать.
Как по мне, то тут даже сценаристы не хотели превращаться в бракоделов, они позаимствовали несколько народных и культурных легенд, стараясь придать 'Тайне печати дракона' мифологический и эстетический окрас, внимательно следя, чтобы в фильм не полетели камни по типу 'опять на коленке сценарий писали!'. Но это не остановило критиканов. Они зубами вцепились в мягкое место юмора 'Тайны печати дракона', но дело в том, что вся их критика основывалась на образе Павла Воли. Нельзя не согласиться, что резидент 'Comedy Club' в идиотской манере воплотил Александра Даниловича Меншикова, правую руку самого Петра I, с шуточками, намекающими на размеры половых органов. Но когда подобный 'юмор' всовывают с американским кино, то мы воспринимаем это как должное, а порой даже 'ржём' над сортирным юмором. Но ещё раз согласен, что такого в нашем кино быть априори не должно. С другой стороны подтверждается влияние заокеанского кино и попытки отечественным прокатчиков дать 'Тайне печати дракона' ход за пределами страны.
И давайте взглянем на сюжет, если уж отмести недочёты, и заметим, что 'Тайна печати дракона' недалеко-то ушла от приключенческого комедийного боевика 'Вокруг света за 80 дней', снятого в 2004-ом году, с тем же Джеки Чаном в главной роли. Откровенно слабо сотканное полотно между произведением Жюля Верна и китайским фольклором в духе кунг-фу, отлично принялось у нас (рейтинг на КП составляет 7 баллов, когда как на IMDb не добирает и 6, что явно очень слабый показатель, да ещё и номинации на антинаграду 'Золотая малина' возымели). А ведь 'Тайна печати дракона' не так уж и хуже нежели 'Вокруг света за 80 дней'. Или вот совсем недавний пример - в 2016-ом году выходит фэнтези-боевик 'Великая стена'. За спецэффекты, масштабность, зрелищность и Мэтта Дэймона мы простили слабый сюжет и вторичную актёрскую игру, но зато славно отыгрались на 'Тайне печати дракона', выплеснув, такое чувство, всё, что накопилось на родной продукт. Вероятно, что так поступать нынче можно, а то, что мы превращаемся (или уже превратились) в ксенопатриотов в кинематографе все стараются не замечать.
Конечно, согласен с тем мнением, что фильм 'Тайна печати дракона' далёк от совершенства, он уступает по уровню, по размаху, по актёрской игре (хотя Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан великолепны в своих эпизодах), но прямо-таки 'выкидышем' его называть не думаю, что стоит. Одноразовое зрелище - вот, вероятно, самое подходящее определение для 'Тайны печати дракона'. И пора быть уже более объективными, а вместо того, чтобы постоянно матерно ругать российский кинематограф, может надо сделать что-то самим и доказать, что можно снимать лучше, нежели то, что нам предлагают. Диванным критиком быть комфортно, а вот, чтобы подмести на лестничной площадке - вот это не наше дело.
6 из 10