Любимая жевательная резинка снова в моде Начинать смотреть 'Твин Пик' сразу с третьего сезона, игнорируя предыдущие, - дело заведомо обреченное. В тридцать сорокаминутных эпизодов буйная фантазия Линча и его соратника сценариста Фроста умудрилась впихнуть кровожадных потусторонних духов, инопланетян, индейские предания, военные эксперименты, зловещих двойников, танцующих карликов и литры чертовски хорошего кофе. В запутанной мифологии сериала сам чёрт ногу сломит. Фанаты просматривали все вырезанные сцены и приквел 'Fire walk with me', читали дневники Лоры и Купера, покупали путеводитель по миру сериала за авторством самого Марка Фроста и... всё равно мало что понимали. Но в том-то и прелесть сериала: любое другое шоу, так настойчиво возводящее свою странность в абсолют, любой уважающий зритель забросил бы после пару эпизодов. Но 'Твин Пикс' даёт ощущение сопричастности к неизведанной тайне, погружает преданного зрителя в исследование этого мира с головой, а к обаятельным, пускай и слегка чудаковатым, жителям этого городка хочется снова заглянуть в гости, угоститься вишнёвым пирогом и узнать как изменилась их жизнь за последние 25 лет. Кроме того, Линч был первым, кто отважился совместить 'мыльную оперу' про одноэтажную Америку и интригующее расследование жестокого убийства, тем самым кардинально изменив формат телесериалов. Благодаря Линчу современные сериалы заполучили сильные продуманные сценарии и сложные истории, а звёзды уровня Энтони Хопкинса и Тома Харди не стесняются сниматься на ТВ. Но самый волнующий вопрос всё ещё остаётся: удастся ли человеку, заложившему когда-то стандарты современного телевидения, чувствовать себя комфортно сейчас, руководя работой над таким масштабным проектом?
Честное слово, мне никогда ещё не приходилось писать рецензию на фильм, когда я посмотрел только примерно одну пятую его часть. Но сейчас именно такой случай, потому как новый 'Твин Пикс' - это не сериал в понятном нам смысле слова. Канал не заказал один сезончик с целью получить долгоиграющее шоу и из года в год зарабатывать на рекламе. Линч собственнолично срежиссировал все восемнадцать часов фильма под названием 'Твин Пикс: Возрождение'. Кино это разделено на эпизоды исключительно для удобства зрителей. Хотя, стоит признаться, что найдётся не мало фанатов сериала, которые согласились бы и все 18 эпизодов безотрывно посмотреть на большом экране. Но всё же, речь идёт о настоящем многосерийном фильме, причём авторском. Режиссёра не очень волнует, что зритель может не понять с первого раза, что вообще за чертовщина творится на экране. Здесь нет чёткой трёхактовой структуры, характерной для обычных сериалов. В первых четырёх эпизодах действие непрерывное, хоть и местами хаотичное. Единственная закономерность в сериях: каждый эпизод заканчивается музыкальным выступлением, в духе прошлых сезонов со сценами в баре. Это допущение от режиссёра скорее всего добавлено как раз для тех смельчаков, кто решится смотреть все 18 серий подряд, когда они выйдут - вокальные номера станут своего рода антрактом.
Всех тех, кто переживал о необходимости нового сезона, спешу обрадовать: Линчу действительно есть что сказать. Четверть века назад мы расстались с Купером при весьма таинственных обстоятельствах. Жаждущий крови дух завладел душой добросердечного агента ФБР, а зрителям осталось гадать, что произойдёт дальше. Вопрос, требующий ответа есть - Линчу и Фросту нужно было продолжить историю, ответив на поставленный в финале сериала вопрос. И они действительно рассказали куда делся Купер. А затем обрушили на голову ничего не подозревающих зрителей вслед за одним ответом, ещё сотню вопросов. Главное - не пугаться. Это не Карлтон Кьюз и Деймон Линделоф, которым приходилось шесть лет кормить зрителей интригой и обещаниями ответить на все придуманные им вопросы, а в итоге подарить нам нечто под названием сериал 'Остаться в живых'. Линчу не нужно стараться завлечь зрителя, чтобы тот дожидался нового сезона. А зачем ещё одного, и ещё, и ещё. Новый 'Твин Пикс' будет полностью законченной историей, а значит можно быть уверенными, что вся дьявольщина, творящаяся в сюжете, имеет смысл.
Сложно судить о сюжете картины, если видел только четыре часа из восемнадцати, однако одна из важнейших линей сезона читается уже сейчас. Доппельгангеры. Зловещие двойники. В принципе, тема для творчества Линча и даже для 'Твин Пикса', совершенно не новая. Весь сюжет 'Шоссе в никуда' был построен на идее создания больным разумом убийцы новой личности для себя - безгрешной и наивной. О том же подмена личности Бэтти и Риты из 'Махлолланд драйв'. Но и в этом случае Линч разошёлся: у агента Купера теперь не две, а сразу три личины, одна другой страшнее. И это мы ещё всё шоу не видели - кто знает, сколько вариантов самого себя создаст мозг Дэйла. Линч не заимствует идеи и даже не цитирует самого себя - он просто развивает давно волновавшие его вопросы. При этом режиссёр не растерял своих личных узнаваемых фишек. Вот фары автомобиля освещают ночную дорогу, словно в 'Lost Highway'. Вот камера медленно приближается к скрытой под одеялом мёртвой девушке, прямо как в концовке 'Mulholland Dr.'. А вот на стене у Гордона Коула весит картина, изображающая ядерный взрыв - точно такая же была у героя самого первого фильма Линча 'Eraserhead'.
Многие СМИ совсем недавно поспешили растиражировать глупую новость, дескать, теперь Линч навсегда уходит из кино. Кроме резонного вопроса, как можно уйти из кино, если ты и так уже 11 лет ничего не снимал, стоит сделать одно замечание: никуда он не денется. Режиссёр пояснил, что просто пока не видит для себя интересной истории, которую он хотел бы воплотить на экране, но при условии, что такая появится, он обязательно её снимет. Но, похоже, сидеть в режиссёрском кресле для Линча после нового 'Твин Пикс' будет не то что необязательно, а бессмысленно. Канал Showtime дали знаменитому автору карт-бланш: снимай что угодно, люди всё равно посмотрят и оценят по достоинству. Более того, сейчас на телевидении допускается много того, что во времена работы над первым сезоном Линч позволить себе не мог. Уже в первых четырёх эпизодах можно лицезреть непривычное для 'Твин Пикс' количество крови и обнажённых тел на экране. Точно так же режиссёр разошёлся, снимая приквел, который был на уровень мрачнее и взрослее сериала. Что ещё позволит себе Линч, сложно сказать. Понятно лишь, что ограничивать больше он себя не будет - новый 'Твин Пикс' это абсолютно авторское произведение, в котором соскучившийся по работе режиссёр наконец-то получил возможность воплотить всё, чего так долго хотел. В каждом эпизоде, в каждом кадре нового сезона сквозит непередаваемый потрясающий режиссёрский стиль и неутомимое желание творить. Это давно уже не телесериал, а культурный феномен, и есть все предпосылки к тому, что на наших глазах рождается magnum opus Дэвида Линча
Оригинал