Блеклая дань яркой звездеСовременные российские кинематографисты из кожи вон лезут в попытке окупить свои проекты. Особенно, если речь идет о высокобюджетных, по меркам страны, фильмах, большинство которых финансируется государством. И отсюда зачастую берутся за проверенные и ходовые темы, куя железо пока оно горячо. Вот, например, собрал ремейк 'Иронии судьбы' неплохую кассу, давай шерстить советскую классику и рожать новых 'Джентльменов удачи' и 'Кавказских пленниц'. Выстрелил 'Сталинград'? Получите целый ряд фильмов о Второй Мировой войне, перечислять которые не имеет смысла, ибо места в рецензии явно не хватит. Ну и почти беспроигрышный вариант, особенно после успеха 'Легенды №17' - это взяться за автобиографию легенды спорта. На самом деле постыдного в этом ничего нет, поскольку большое кино - это еще и бизнес. К тому же, подобным всегда грешил и всеми любимый Голливуд. Вот только одно расстраивает - у каждого нового клона все четче прослеживается один и тот же схематизм, что буквально обезличивает кинополотно, делая его пресным и предсказуем. И это несмотря на то, что практически каждый герой того или иного спорта или войны - это более чем интересная личность, практически всегда со сложной, а бывает и бесконечно трагичной, судьбой, и неоднозначным характером. Эти люди заслужили, чтобы к фильмам о них авторы подходили более оригинально и глубоко.
Но современным российским авторам, впрочем, как и многим западным, проще пойти по проторенным дорожкам. Вот, например, режиссер 'Льва Яшина' Василий Чигинский вместе со своей командой берут историю легендарного вратаря и помещают ее в уже проверенную и сбалансированную схему, которая имеет четкие концептуальные главы. В первой главе нам показывают становление - обычно не шибко растянуто, чтобы зритель ненароком не заскучал, в ожидании ярких моментов из истории главного героя. Вторая глава демонстрируют пик славы и популярности только что родившейся звезды, - ее повсюду холят и лелеют, приводя в пример и гордясь от всей души. Фигура же третья, как говорил Меньшов из фильма 'Любовь и голуби' - всегда печальная, - только недавно всеми любимая и обласканная знаменитость случайно отступается и становится изгоем. Ну и, наконец, четвертая глава - это можно сказать воскрешение из пепла. Обычно в этой части все трудности постепенно преодолеваются, - герои успешно выполняют то, что от них ждут и становятся легендами! А, ну и эпилог - для того, чтобы уж наверняка добиться зрительских симпатий и слез, в конце нам обязательно должны показать, как главные персонажи по прошествии лет поддаются ностальгии по ушедшему безвозвратно, в преддверии вечно куда-то спешащих финальных титров.
Любую историю известной личности можно запихнуть в эти схематические рамки, а вот заглянуть куда дальше поверхностного пересказа жизни, конечно же, сложнее. Но все же данная схема весьма продуктивна и сбалансирована. Она придает фильмам динамику и играет с переходами так, чтобы зрителю ни в коем случае не стало скучно. Да, кинополотно при этом несколько обезличивается и все эти фильмы становятся похожи друг на друга. Но под попкорн заходит, а это для продюсеров чуть ли не самое главное!.. А вот зрительский же интерес к одному и тому же не бесконечен, особенно если у конвейерного продукта начинает страдать качество, что непременно и происходит. 'Легенда №17' и 'Движение вверх' выстрелили, поскольку были сняты не только с использованием известной схемы, но и предлагали зрителям эффектный подход касаемо визуального ряда, куда входят: любопытно воссозданные декорации середины прошлого столетия, хорошо подобранный актерский состав, со множеством харизматиков, ну и, наконец, динамично снятые и смонтированные спортивные состязания. Последнее является, чуть ли не самым главным ингредиентом успеха этих фильмов, - до боли переживательно снятые матчи, что заставляли болеть пришедших на сеанс практически так же, как болели их родители много лет назад, сидя у своих кинескопных телевизоров и радио. А вот авторы 'Льва Яшина' вроде как концепцию взяли, но ни в техническом, ни в драйвовом, ни уж тем более в драматургическом плане маленько недобрали. Отсюда и картина получилась хоть и вполне себе смотрибельной, но все же по своей сути средненькой. А ведь история Яшина не менее насыщена переживаниями, захватывающими матчами и страстями, чем биография того же тренера Тарасова.
Но не думайте, что в картине мало положительных моментов. Это не так. Да, как уже писалось - она выглядит очень вторично и проигрывает своим предшественникам буквально во всем. Но невозможно не похвалить, например, художников по костюмам, декораторов, а так же компьютерных специалистов. Вот, например, хоть футбольные матчи в фильме и были показаны очень скомкано и не эффектно, стадионы тех лет, с трибунами забитыми людьми, одетыми под стать своего времени, были поданы вполне себе достоверно. Нельзя сказать, что эпоха не прощупывалась, но и язык не повернется утверждать, что все было категорически правдиво. Меня вот немного смутила сцена в Париже. Не знаю, может я ошибаюсь, но по-моему нашим спортсменам, артистам, дипломатам и. т.д. во времена железного занавеса в заграничных поездках было весьма непросто расхаживать выпившими по капиталистическим улочкам без приехавших с ними специальных наблюдателей. Подобное поведение, скорей всего, рассматривалось бы как неподобающее. Касаемо же актерского состава, то тут есть, как абсолютно ровное попадание в образ - Александр Фокин (Лев Яшин), Алексей Гуськов (Михаил Якушин, тренер 'Динамо'), так и блеклое и наигранное воплощение - (Юлия Хлынина, жена Яшина). В любом случае, каждому персонажу тотально не хватало проработанности, глубины и раскрытия.
P.S. Хоть и одноразовая, но таки не лишенная увлекательности автобиография о жизни советского вратаря Льва Яшина, выступавшего за московское 'Динамо' и сборную СССР. Олимпийский чемпион, чемпион Европы, 5-ти кратный чемпион СССР и заслуженный мастер спорта. Входит в список лучших игроков 20-го столетия, а так же единственный вратарь в истории, получивший 'Золотой мяч'. И вот на фоне многочисленных достижений спортсмена и его жизненной истории, наполненной целым ворохом ярких и впечатляющих событий, приходится констатировать, что данная экранизация смотрится несколько блекло.
6 из 10