Политика под маской фехтования Фильм достаточно живой, имеющий своё «лёгкое дыхание».
В основу положены мотивы биографии реального человека, которую изменили до неузнаваемости.
Всё выглядит так, как будто режиссер поставил себе задачу снять фильм про политику. Вернее, на биографию реального человека наложили сегодняшнее отношение определенных европейских товарищей к советскому союзу.
Из фильма мы узнаем, что герой воевал на стороне фашистской Германии, в конце войны дезертировал и сменил фамилию. Из-за чего им вяло интересуются специальные службы КГБ и «кто-то ещё», по этому он прячется маленьком городке на периферии.
В этом городке детям, почти поголовно оставшимся без отцов (погибших на войне) он преподает фехтование.
При этом, режиссер намекает, что главный герой хороший, а люди, которые его подозревают в «нехорошем» плохие. Что и показано весьма гротескно.
Если при этом добавить место действия сформулированное не иначе как «Эстония, оккупированная Светским Союзом» и тому подобные комментарии, то фильм сразу занимает антисоветскую позицию.
Вы просто вдумайтесь, солдат, воевавший на стороне фашистов длительное время, убивавший отцов советских детей преподает им фехтование и демонстрируется как положительный герой. А Советский Союз, продемонстрированный как место, где запуганные люди боятся высказать собственное мнение, почему-то не очень спешит задержать главного героя для проведения следственных работ.
При этом, приглашение на всесоюзные соревнование, видимо, высылается в слепую, а компетентные органы, конечно же, не проверяют кого и куда они приглашают вместе с детьми, за которых он несет ответственность.
«Фехтовальных» фильмов крайне мало, и надо сказать, что фехтование в фильме показано неплохо. Но взаимоотношения героев, проблематика показана очень примитивно. То есть, мы не увидим ничего такого, что выходило бы за рамки шаблонов и штампов. Что опять же подводит к мысли, что основное в фильме — это продемонстрировать то, как было плохо в СССР.
В фильме есть как достоверные моменты, так и достаточно фантастические. Из аннотации к фильму ясно, что в 1950м году главного героя принимают на работу в школу. Мы видим, что в течении года он готовит своих подопечных (без разминки и ОФП). С точки зрения киноповествования — фехтовальный турнир в Ленинграде был не позднее 1951 года. Однако, электрифицированное фехтование, которое демонстрируется в фильме и в мире то было начало внедряться в 1955. Внедрялось не сразу, постепенно, у него были свои противники. Если допустить, что к 1957ому году, электрифицированное фехтование стало повсеместным и в СССР (что не так), то предполагаемый турнир проходит не ранее 57года. И откуда в школах союза новомодный инвентарь в таком количестве?
А ещё мы помним, что с 1955го идет волна реабилитаций осужденных в конце 30х годов. И если у нас в кадре 1957, то речь Хрущева о десталинизации на XX съезде уже произошла (в 1956) со всеми вытекающими потеплениями.
Актеры играют неплохо, работа оператора хорошая заслуживает внимания. Есть забавные решения. Например, когда поезд едет в Ленинград, из окна мы видим Петропавловскую крепость и Неву.
Если бы не вольное трактование истории и навязчивое навязывание определенной политизированной точки зрения, то фильм был бы любопытным. А так, оставляет ощущения очень неоднозначные. Если бы не интересовался фехтованием в кино, наверное пропустил бы. Потому что политизированная фантастика, под маской биографической истории. Оригинал