До просмотра фильма "В Кейптаунском порту" ничего не знала о режиссере Александре Велединском. Зашла в раздел с его фильмографией. Оказывается, кое-что смотрела: скандальный фильм "Географ глобус пропил" (2013), "Живой" (2006), сериал "Бригада". В общем, поняла, почему не возникало желание что-то узнать об авторе. В "анамнезе"
дальше
До просмотра фильма "В Кейптаунском порту" ничего не знала о режиссере Александре Велединском. Зашла в раздел с его фильмографией. Оказывается, кое-что смотрела: скандальный фильм "Географ глобус пропил" (2013), "Живой" (2006), сериал "Бригада". В общем, поняла, почему не возникало желание что-то узнать об авторе. В "анамнезе" и криминал, и мистика, и социально - политический гротеск. Но в фильме "В Кейптаунском порту" зазвучал философ. Художественная идея фильма опирается на постмодернистский мировоззренческий концепт о совместной работе добра и зла, направленной на развитие личности. Конечно же, и для философии, и для киноискусства эта идея не новая. Ещё Деррида сформулировал концепцию деконструкции смысловых оппозиций и идею бесконечных вариантов пересборки новых ментальных шаблонов. Параллельно с философами искусство ищет выразительные средства постмодернистского мировоззрения. Сегодня это уже масса киноштампов, и, конечно, их главный производитель - Голливуд. Голливудское кино любит показывать "человеческое лицо" уродов и отъявленных злодеев, заставляя зрителя заглянуть за кулисы. Смотришь осторожно, с лёгкой брезгливостью. Повивальной бабкой другого штампа, как мне представляется, стал фильм "Эффект бабочки". Сценарий, как правило, представляет собой эксперимент, состоящий из нескольких серий, цель которого - найти точку бифуркации в судьбе героя, которая направила бы дальнейший ход событий по благоприятному руслу. В фильме Велединского все эти штампы обыгрываются. Герои - бывшие зэки, уголовные элементы. Первое впечатление, когда это увидела, было раздражение. Российское кино прямо соревнуется в чернухе, чтобы получить награды международных фестивалей... Конечно, как же можно пойти против шаблонов восприятия западными гражданами: русские люди злые и бессмысленно - жестокие:) Однако этот русофобский стереотип режиссер прогнал через другой шаблон - "злодей с человеческим лицом" - и получился стёб)) Этот стёб подчеркнут диалогом между африканскими потомками Пахана. Выросшие в криминальной среде, всегда при оружии, однако боятся ехать в Россию на историческую родину своего деда из-за того, что там высокая преступность. По-моему, блистательно реализованная Ирония как составляющая кода постмодернистской эстетики. Все эти постмодернистские эстетические штампы в фильме Велединского обрели художественную плоть и зазвучали по-русски, наполняясь православными смыслами. Автор показывает своих героев в финальной точке жизненного пути, когда на закате жизни человеку отрывается Трансцедентное измерение, и в свете высших ценностей события почти прошедшей жизни оцениваются по нормам Высшего Суда. В Православии такая трансформация происходит в результате Покаяния. У Велединского это, скорее, уроки. Уроки, из которых герои делают правильные выводы. В финале мы видим духовно зрелых героев. Чего мне не хватило? Ну вот этих самых сцен, которые бы более развернуто показали Покаяние через осмысление Уроков и сделали бы более убедительной трансформацию героев.
|