Блажен, кто верует Старшеклассник Вениамин Южин, в точности, как и Джулс из «Чтива», ударился в веру и теперь на каждом шагу цитирует Священное Писание. Как всё тот же Джулс, парень толкует Евангелие буквально: рьяно проповедует матери и одноклассникам Слово Божие, саботирует уроки биологии и пытается именем Господа излечить калеку. Два достаточно похожих персонажа, которых ожидает совершенно разная судьба. У Тарантино герой ударился в религию потому что сценаристу требовалось показать харизматичного и отчасти комичного персонажа, который будет контрастировать со своим напарником. Винс Вега будет нелепо убит в сортире, а Джулс, уверовавший в бога, останется возможно единственным персонажем, которого ждёт светлое будущее, потому что вместе с верой у него наконец-то появилась цель в жизни. А вот в судьбе школьника Вениамина не видно даже намёка на светлое будущее, хотя вроде бы тот точно так же горячо поверил в Бога. Почему? Режиссёр не даст чёткого ответа. Но при этом любому зрителю после просмотра станет страшно за парня и за тех, кто его окружает. Но меня унесло от темы. Зачем я вообще вспомнил «Криминальное чтиво»? Да потому что, только сравнив блестяще сыгранного Петром Скворцовым религиозного фанатика с тарантиновским героем, мне удалось заставить своих друзей дать мне слово, что они пойдут смотреть это кино. Потому что на сеансе со мной в зале было как минимум в десять раз меньше людей, чем в соседнем, где показывали экранизацию Дэна Брауна. Потому что у трейлера картины на youtube после публикации сразу же появилось дизлайков даже больше чем просмотров, от людей, воротящих нос при виде русского фильма и религиозной темы.
Но это только массового зрителя необходимо уговаривать обратить внимание на подобный фильм. Любой человек, увлеченный кино, давно уже взял на карандаш картину, получившую один из призов на самом престижном мировом кинофестивале в Каннах. Особенно удачливые смогли 7 сентября попасть на премьеру ленты в Гоголь-центре, где режиссёр и актёры представили фильм и ответили на вопросы журналистов. Ожидаемо, кино на такую сложную тему вызовет у большинства зрителей совершенно противоречивые эмоции: от восхищения, до возмущения.
Стоит заметить, что сценарий картины основан на пьесе «(М)ученик», поставленной также Серебренниковым, которая с 2012 года идёт в Гоголь-центре и многие актёры театра вернулись к своим ролям и в кинопостановке. Сама же пьеса основана на произведении немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, но при этом все события и персонажи актуальны для любого народа и любого времени и потому зарубежный сюжет органично и убедительно вписывается в российские реалии. Режиссёр с филигранной точностью переносит библейские события на экран. Это не шутка, картина действительно могла бы номинироваться на известную премию за лучший адаптированный сценарий. За переложение на экраны Ветхого и Нового завета конечно же. Сценарий ленты пронизан сотней евангельских цитат, которые автор смог удачно вложить в уста своих героев. При этом каждая цитата сопровождается обязательной пометкой на экране ссылкой на библейскую книгу и главу. А сама история Вениамина — это же аллюзия на жизнь Христа. Отец парня, постоянно упоминаемый персонажами ленты, ни разу не появляется на экране, хотя и незримо присутствует в жизни Южина. Парень, воспитанный матерью-одиночкой, проповедует перед одноклассниками своё понимание о благочестии и даже заполучает себе верного ученика, который, правда, всё равно в конце предаст и будет назван Иудой
Любой драматической истории, не балующей зрителя экшеном и спецэффектами, просто необходимы сильные актёры. Благо, у «Ученика» был целый костяк артистов, занятых в театральной постановке, которые перекочевали в фильм, но исполнителя самого главного героя пришлось заменить. Никите Кукушкину уже 24 года и на экране убедительно смотреться в роли школьника ему было бы тяжело и потому роль Вениамина досталась Петру Скворцову. Молодого артиста можно без преувеличения назвать главной удачей фильма — парню удалось не просто сыграть, а вжиться в шкуру религиозного фанатика. Так же хотелось бы отметить смелую и талантливую игру других молодых актёров: без блестяще исполненных персонажей Александры Ревенко и Александра Горчилина просто невозможно было бы убедительное раскрытие главного героя. «С Петей мы знакомы с самого детства и это очень помогло, потому что мы многое вместе пережили, — рассказывает Горчилин — но, несмотря на все это, «Ученик» для нас первая совместная работа и все мои нежные и хорошие чувства к этому человеку проявлялись в моей игре и тех эмоциях, которые я подарил своему герою.» Но, пожалуй, самой сильной и запоминающейся актёрской работой в этом фильме отметилась Виктория Исакова. Её герой, преподаватель биологии, убеждённая атеистка и рационалистка, прекрасно контрастировала с неуравновешенным школьником-фанатиком. У Исаковой со Скворцовым получилась весьма убедительная конфронтация, напоминающая противостояние профессора атеизма с верующим алкоголиком из «Груза 200» Алексея Балабанова.
Но что же хотел сказать своим фильмом автор? «Ученик» — это провокация или высказывание, хулиганская выходка или крик души? На эти вопросы может ответить только сам режиссёр: «театр и кино специально устроены для того, чтобы мы, посмотрев на героев, никогда бы не поступили так же как они. Мы должны идти другой дорогой, уметь иначе разрушать сложившиеся ситуации, а не бегать с крестом наперевес по улицам города. Сейчас обидеться может каждый и если это все именно так воспринимать, то мы все должны просто лечь и ничегошеньки не делать.» Я же в свою очередь призываю отбросить любые предубеждения и обиды на режиссёра за возможное оскорбление чьих-то чувств и присмотреться к деталям. Приглядитесь к мельчайшим частицам повествования, которыми наполнил своё произведение автор, и сможете рассмотреть в драме про свихнувшегося пацана нечто большее. Приглядитесь, и увидите у милого доброго батюшки дорогущие ролексы, выглядывающие из-под рукава. Присмотритесь, и увидите, как в бреду парень вопрошает у распятого на кресте мученика «Ты меня слышишь?», а тот, по ницшеанским заветам, мертвецки молчит. Всмотритесь, и в конце концов заметите, во время монолога о тоталитарной диктатуре Бога за спиной учительницы портрет президента. Читайте между строк и тогда в каких-либо оценках фильму просто отпадёт необходимость.
Оригинал