Моральная дилеммаЯ не находила времени, чтобы посмотреть продолжение «Мира Юрского периода», и вот, наконец, этот момент настал: спасибо праздникам и самоизоляции. Признаюсь, честно, первую часть я помню очень приблизительно, однако, вторая достаточно от нее независима, чтобы это не мешало.
Центральной темой этой серии должна была стать операция по спасению искусственно выведенных динозавров от самой натуральной разрушительной природы, что, в некоторой мере, перекликается с реальной историей их исчезновения с лица Земли миллиарды лет назад. Только на этот раз возникает новая переменная – человек разумный, которая способна поменять под себя сам ход истории, на сей раз, повторяющийся в нашей современности. Однако, к моему удивлению, вся «прогулка» по парку Юрского периода занимает от силы минут 30-40, и в центре истории оказывается уже не она. Не динозавры, и не их спасение, а люди с их планами и стремлениями. Фильм, после выхода за пределы парка, набирает обороты в экшене, движении, боях и неистовстве диких древних животных, сопровождаемых опасными и непредсказуемыми планами неизбежно алчного антагониста.
Но даже не история жадности, беспринципности и предательства становится главным мотивом нового «Мира Юрского периода». Напротив, вопрос принципов и морального выбора, встающего перед героями, сложного даже для персонажей, однозначно, положительных. Анализировать в негодяях, очевидно, нечего: злодей здесь покрашен черной-черной краской, и никакого бэкграунда, кроме неконтролируемого желания денег – даже не власти! – у него нет. Большинство положительных героев в той же степени не отличаются противоречивыми характерами. Герой Криса Пратта шутит и геройствует, случайные новые персонажи выполняют свою роль, будь то ветеринар или айтишник. Интереснее с ребенком, но ведь дети всегда вносят элемент непредсказуемости. Впрочем, девочка Мэйзи не по годам умна, это, фактически, взрослый в теле ребенка, и главная ее проблема – ее детская внешность. Здесь проскальзывает вечная тема, что детей не воспринимают всерьез, лишая права голоса, но из нее сделан изящный вывод, что это - показуха для самих детей, дабы их защитить, но любящие сердца не могут игнорировать близких, сколько бы лет им не было. Поворот в сюжетной линии этой девочки неожиданный и интересный, однако, это то ружье, которое не стреляет, и вскользь упомянутый финт не получает своего развития, но вполне может быть заделом на будущее. А еще этот финт может объяснять и главный детский поступок в финале, поскольку делает очевидным сходство судьбы Мэйзи и…впрочем, это может быть спойлером.
В «Мире Юрского периода» дан голос самим динозаврам, им позволительно иметь характер и особенности. Эти животные могут казаться даже умнее и своеобразнее отдельных героев-людей. Конечно, в первую очередь, это касается старой знакомой Блю, остающейся непредсказуемой как любое животное, но небезнадежной в плане взаимодействия с человеком, как полноценный персонаж. Впрочем, наиболее опасное существо этого фильма хитроумно и зловредно, но действует на инстинктах, как какая-нибудь собака Павлова, и этим приравнивает себя к вещи, а не животному. Отсюда ее очевидные слабые стороны, следовательно, все-таки несовершенство и отсутствие непобедимости. Другие динозавры не удостоены столь большого внимания, и задействованы в нескольких эпизодах, как массовка. Но они даже больше просто животные, чем два центральных чудища, поскольку ведут себя не осмысленно, а как могли бы вести себя обычные звери. Они могут быть симпатичными или не очень, но важно, в сущности, лишь их наличие.
Итак, возвращаясь к вопросу принципов и морального выбора. Он ставится с первых же кадров заседанием в конгрессе (или чем-то подобном), и к нему же возвращается сюжет в виде большой красной кнопки (надеюсь, это не спойлер) уже в самом финале. Вопрос стар как мир и столь же прост: кто же в приоритете? Люди или животные? Пусть даже и с поправкой, что животные, выведенные искусственным путем. Можно сказать, что сама природа считает, что динозавры на Земле в этом времени лишние, и тогда получится, что человек пойдет против природы уже дважды: сначала воссоздав ящеров, а потом пытаясь их спасти. Ответ «нет» в отношении динозавров представлен как более взрослый, и я склонна с этим согласиться, поскольку именно такой ответ учитывает возможные последствия и ответственность за них. Поведение протагонистов поначалу не совсем безответственно, поскольку завязано на третьем пути, чем-то вроде «да, возможно, с оговорками», но в дальнейшем – при смене обстоятельств – вопрос встает перед ними остро и уже не в зоне теории, а в зоне практики. Наверное, поэтому, судьбоносное решение принимает не взрослый, поскольку ни один сформировавшийся критически мыслящий человек не станет что-то решать, повинуясь только мимолетным благородным порывам, не взвесив все «за» и «против» перед лицом необратимости и судьбоносности своего решения.
Вот так вполне развлекательный «Мир Юрского периода 2» со всеми своими динозаврами, беготней и приключениями оказывается способен поставить достаточно актуальный вопрос, о котором интересно порассуждать. При всех своим недостатках, у «Мира» полно достоинств, к которым, конечно, относится и прекрасное визуальное оформление, достаточно красивое и достаточно масштабное, а также хорошее музыкальное, когда акценты закадровой мелодии буквально рифмуются с происходящим на экране действием. «Мир Юрского периода» хорош тем, что каждый найдет в нем свое. Он снят не для конкретной целевой аудитории, а для достаточно широкой, что для такой картины безусловный плюс.
7 из 10