Напряжение Режиссёр Алексей Красовский принял вызов снять отечественное монокино, и у него на все сто получилось. Не ошибся он и с выбором актёра для главной роли. Константин Хабенский прожил жизнь коллектора Артура живо и убедительно. Но обо всём по порядку.
Стоит сказать для начала пару слов
о минусах, коих достаточно много. Их вполне убедительно описал
zidlez в своей рецензии «Получилось как всегда». Это и некоторые сюжетные несостыковки, и идея формы повествования (кино с участием одного актёра), взятая, по всей видимости, из фильма «Лок» 2013 года Стивена Найта, и музыка, постоянно заставляющая вспоминать прекрасного «Бёрдмэна» 2014 года, о чём уже говорил в рецензии
Денис Юрьев. Кроме того, например,
igiss пишет об ощущении неловкости в сценарии. Но несомненные достоинства фильма позволяют мне как зрителю смело заявить: «Да, всё так, но это – не главное».
Так или иначе, какие бы приёмы не использовались – музыка (всё-таки Дмитрий Селипанов написал её самостоятельно, без плагиата), монокино, постепенное открытие героя как человека – всё это сработало на то, чтобы держать зрителя в напряжении весь фильм и позволить ему сопереживать такому человеку, которого нельзя назвать хорошим. Да и камерность здесь как раз-таки способствует поддержанию
напряжения, вопреки ожиданиям, за счёт того, что это напряжение не выходит в созерцание других людей, когда можно сравнить, сказать «вот это – хороший человек, а этот – нет». Нам дан этот конкретный человек, его не с кем сравнить, и
он – наша единственная реальность.
Я сопереживал герою, несмотря на всю его подноготную, но не оправдывая его, а именно что сочувствуя, то есть, признавая за ним
право переживать, чувствовать, и чувствовать глубоко.
katerinabil в рецензии указывает нам на методы работы Артура как коллектора: он не вывозит никого в лес и не выбивает зубы, он действует иначе, используя психологическое давление. Оправдывает ли это героя хоть сколько-нибудь? Нет. Но дело тут в другом: нам всем, как бы мы не отрицали, есть, чего стыдиться. И в этом смысле Артур намного более
живой человек, чем какой-нибудь положительный герой, которого все любят.
АндрЭ-Кино навсегда обращает наше внимание на реализацию в фильме идеи о том, что один телефонный звонок может круто повернуть нашу отлаженную и привычную жизнь так, что нам придётся спешно за одну ночь переориентировать свои ценности, цели и видение мира в целом. Ловушка, которой Арутр зарабатывает на жизнь, срабатывает против него самого, он пытается адекватно и оперативно повлиять на ситуацию и так, психологически раненый, слабый, он открывает для себя и для зрителя то, что он может быть искренним, и что у него есть сердце. Он всегда был на это способен, но для жизнь использовал свою совершенно другую – чёрствую и холодную сторону. Нам показывают, что, однако, при всей профессиональной успешности, чёрствость и холодность не помогли Артуру обзавестись вернуми и преданными людьми в своём окружении, которые поверят в первую очередь ему, а не какому-то компромату.
Кроме того, концовка фильма не оставляет зрителя в шоке с неразряженным напряжением,
разрядка происходит. У кого-то, возможно, даже катарсис. Сюжет выверен, честен, точен. Это отличный фильм, вернувший лично мне веру в отечественный кинематограф. Говорю огромное спасибо создателям.
8 из 10
Оригинал