•Поезд на Дарджинилнг (2007)
Самый лучший способ вернуться в лоно семьи и наладить давно утраченную связь между близкими - решиться бросить все и отправиться в путешествие, абсолютно сумбурное и абсурдное, но, тем не менее, объединяющее всех, очищающее душу, и, как следствие, помогающее избавиться от тяжкого груза прошлого и начать все с чистого листа. Так считает Уэс Андерсон, режиссёр, а по совместительству сценарист данной картины.
В центре сюжета - три брата, не общающиеся друг с другом со времени похорон отца, после которых их жизни совершенно потеряли объединяющую нить. Они все по- своему переживают потерю, стараясь скрыть печаль под масками равнодушия и наигранной отстранённости. Питер (Эдриан Броуди), наиболее остро переживающий утрату, бережно хранит все, даже абсолютно ненужные, отцовские вещи, стараясь создать видимость его постоянного присутствия рядом. Джек (Джейсон Шварцман), подверженный меланхолии, углубляется в написание рассказов, в основе которых лежат истории из счастливого прошлого братьев. А Фрэнсис (Оуэн Уилсон) абсолютно теряет какие-либо жизненные ориентиры и плывет по течению. Возможно, братья бы так и не возобновили общение, если бы Фрэнсис не попал в автомобильную аварию, серьезно повредившую его здоровье. Будучи на волосок от смерти он вдруг понял, что нет ничего важнее семьи и их поддержки, поэтому, более-менее оправившись от травмы, он зовет братьев в путешествие по Индии - якобы под предлогом культурного просвещения, на самом деле преследуя совершенно иные цели. Питер и Джек, с присущим им врождённым скептицизмом и нежеланием обидеть и без того настрадавшегося брата соглашаются, но с каждым днём поездки, с каждым новым посещённым местом всё больше понимают, что это путешествие было им необходимо. Не только ради воссоединения, но и для внутреннего успокоения. Сталкиваясь с абсолютно разными характерами и убеждениями членов своей семьи, они совершенно по-новому начинают смотреть на свои жизни, переосмысливают недавние поступки, постепенно уходя от вызванной горем неосмысленной импульсивности к спокойному рационализму.
Людям, уже знакомым с творчеством Уэса Андерсона, сразу бросится в глаза его стиль повествования и съёмки. Преобладающие жёлтые цвета, весьма экзотические персонажи, актеры, подчеркивающие их уникальность, четко выстроенная композиция и очень своеобразная работа с камерой (хлесткое панорамирование, обилие зума, слоумоушена). Ну и конечно же, удивительная, романтизированная атмосфера шестидесятых, которой пропитан каждый кадр и абсолютно любая локация. Определенно, одним из главных преимуществ фильмов этого режиссёра является то, что, несмотря на сложность и глубину поднятой проблемы, картина смотрится на удивление легко и оставляет очень приятное послевкусие. В «Поезде на Дарджилинг» зритель наблюдает постоянный конфликт трёх по-своему несчастных родственников, их споры и примирения, вызванные сильными потрясениями от путешествия. И зритель чувствует это на эмоциональном уровне, понимает благодаря мастерски построенным диалогам, практически не видя конфликта на экране. Ведь корень разногласий и череды несчастий находится гораздо глубже, и нужно до него докопаться самому, не ожидая, что это преподнесут на блюдце в золотой каёмочке. Постоянный мыслительный процесс сочетается с красивой картинкой, создавая сильный философский подтекст, обрамлённый авторским видением. В этом и вся прелесть такого кино, не так ли? Процесс объединения братьев и их освобождения от груза прошлого показан тоже очень красиво и, в определённой степени, символически. А концовка, где они наконец-то находят в себе силу выбросить отцовские чемоданы и продолжить двигаться дальше так и вообще вызывает счастливую улыбку, будто это сделал ты сам.
Итак, «Поезд на Дарджилинг» - это прекрасное кино, которое обязательно запомнится своей уникальной реализацией и весьма колоритными персонажами. Но, несмотря на медленное повествование, оно заставляет задуматься о важных вещах: о семье, о своих взаимоотношениях с ней и о том, как сделать их лучше и теплее.