Фильм подобен дороге с односторонним движением - это взгляд на Чайковского глазами его жены. Она страдает, сильно страдает. Судя по письмам композитора, Пётр Ильич страдал тоже - от той ловушки, которой стал для него брак. Однако степени раскрытия внутреннего мира Антонины и Петра здесь не сопоставимы. Зритель хорошо понимает мотивы
дальше
Фильм подобен дороге с односторонним движением - это взгляд на Чайковского глазами его жены. Она страдает, сильно страдает. Судя по письмам композитора, Пётр Ильич страдал тоже - от той ловушки, которой стал для него брак. Однако степени раскрытия внутреннего мира Антонины и Петра здесь не сопоставимы. Зритель хорошо понимает мотивы и стремления героини, видит и то, в какой недружной семье ей довелось расти, наблюдает за тем, как её терпение постепенно перерастает в отчаяние и безумие. У Петра мы видим лишь некоторый невроз, вызываемый напоминаниями жены о своём существовании. По сути Антонине противостоит не сбежавший подальше муж, а скорее некое облако, окружающее талант, - какие-то странные типы, непонятная женщине театральность, да ещё и акцент на той специфической "эстетике", которой обычно подчёркивают соответствующие пороки (слово, которое использовал сам композитор). В конфликте мужа и жены она всегда апеллирует к нормальности (к статусу жены), а облако, окружающее мужа, - к ненормальности (он гений, не такой, как все, и тому подобная муть). Парадоксально, что именно позиция законности и нормальности сводит её с ума. Символически здесь можно попытаться увидеть взаимоотношения народа и власти. Народ боготворит власть, готов её слушаться, но ненормальная власть вообще народ видеть не желает. И в итоге страна умирает. Символично, что Антонина умерла в Петрограде в феврале 1917 года.
|