Дом, который построил ДжекПервое, что хочется сказать — моё удивление тем, как этот фильм смотрится и ощущается. Обычно фильмы Триера для меня это так или иначе некоторое усилие, я не отдыхаю смотря его фильмы. Ты напрягаешься интеллектуально, физически, позволяешь режиссеру играть с тобой по его правилам, и только так можно войти в пространство его картин, прочувствовать и понять их. С Джеком же ситуация иная, приготовившись смотреть как всегда сложную и неторопливую картину ты напротив, оказываешься в очень динамичном, интересном фильме, который захватывает, имеет привычный и понятный сюжет. И отчасти фильм потерял из-за этого какое-то триеровское очарование, но плохим его назвать нельзя.
С самого начала фильм влюбил меня в себя операторской работой. Я слышал много комментариев, что «фильм сделан кое как», «это неуважение к зрителю», но когда я увидел эту зернистость изображения, трясущуюся камеру, приближение, постоянные склейки, я начал отдыхать смотря это кино. Оказалось, что я порядком устал от чистых картинок, статичной и точной камеры, и таким образом визуальный стиль Джека попал в самое яблочко.
Два аспекта, которые мне очень понравились в фильме, если говорить о содержании, это его комедийность и поэтичность.
Комедийность, это то чем наполнен фильм от начала до конца. В фильме присутствует прямой юмор — когда ты видишь несуразный казалось бы диалог и смеешься из-за его несуразности и неловкости ситуации. Но более ценным для меня является юмор который пропитывает каждую секунду картины — сцены убийств, демонстрацию документальной хроники, рассуждения — всё это сквозит иронией и теплом, у фильма ни разу не было задачи напугать или вызвать тёмное отвращение.
Поэтичность также как и комедийность является тем, что наблюдается в фильме всё время. Постоянный диалог с Вергилием, рассуждения Джека, вставки, визуальный стиль, музыка, действия — все эти аспекты делают фильм не похожим на какую-то жизненную историю, это свободный полет творческой и поэтической мысли. Лично для меня этот фильм стал в плане поэтичности тем, чем не стал «Патерсон». Патерсон выглядит очень вульгарно, он каждую секунду кричит тебе «посмотри, этот фильм очень поэтичный! У меня тут медленное повествование, главный герой поэт, и поэзия звучит, и картинка вон какая красивая, очень поэтично, понял???» Нет. Слишком искусственно создаются условия, чтобы зритель увидел поэтичность. В Джеке мне это видится более свободным и честным.
Также фильм является глубокомысленным и интересным. Тема искусства «nobel rot», тема наказания, мораль, психология. На философию не тянет, но разве в кино нужно пошло пересказывать философские концепции? По моему сила кино в его образности, и таким образом темы над которыми размышляет Джек, подходят формату кино как искусству идеально.
Ну и конечно нельзя обойти стороной игру актеров и музыку. Музыка просто отличная, создает парадоксальный, но великолепный стиль. Что касательно актерской игры, то для меня это фильм одного актера — кроме Мэтта Диллона, сыгравшего Джека, по большей мере в фильме никого нет, потому как какими бы хорошими и органичными не были в кадре другие актеры — они все служат цели раскрытия Джека, и наполнением персонажа новыми красками через своих персонажей. Самостоятельного значения никто кроме Джека не имеет, даже в какой-то степени Вергилий лишь часть его самого. Ну и кстати смотреть фильм обязательно в оригинале, потому что голос Мэтта и Бруно Ганца это просто асмр, дубляж ни в какое сравнение не идет (как и во всех фильмах эвер).
Итоговая оценка 10 на 10, я не вижу в фильме изъянов спустя 3 просмотра, хотя и пытался их искать.