Сказка для Вила Смита, в которой негр не он, а он сам может обращаться с некоторыми слоями населения как с неграми, не считать их за людей и отпускать в их сторону расистские шуточки. Такая вот деконструкция популярного в Штатах киношного мотива. Хотя само по себе это, а так же наличие ЧЕРНОГО юмора – это не минусы. Минусы в другом:
- Это фильм с макгаффином – самый ленивый тип сюжетов. Всем нужен волшебный жезл, за него каждая собака на районе начинает мочить ближних пачками. Такой сюжет очень легко писать, беспроигрышный вариант для ленивых сценаристов.
- Происходящее в фильме внутренне противоречиво. Итак, все хотят заполучить магический жезл, чтобы им наколдовать себе любые блага. Но при этом прямо говорится, что им почти никто не может пользоваться, людей таких – один на миллион, и это общеизвестная информация даже для орков и бомжей. Чтобы извлечь выгоду, бандитам нужен заодно свой доверенный светоч, который будет колдовать для них. А такового у них нет. Это косяк такого же уровня, как в "Район №9" моллюски, снятые с корабля безоружными, продавали людям оружие, которое не работает в руках людей.
- Очень много повторяющихся диалогов об одном и том же, высосанная из пальца нелюбовь копа к напарнику, безосновательные обвинения. Слишком много нарочито киношных поворотов на квадратный метр: копы – внезапно отъявленные негодяи, эльфийка – внезапно не аутистка, Уорд – внезапно светоч, Джакоби – внезапно оркский избранный.
- Сцена со смертью и воскрешением Джакоби является совершенно ненужной, ее добавили только для того, чтобы орки могли от него офигеть и в конце признать его кровным, хотя его воскрешение – не его заслуга. То есть авторы вытянули арку персонажа не из его поступков, он заслужил свое возвышение не потому что сделал что-то по сюжету, а потому что сделали за него в специально вставленной сцене.
- В конце персонаж Смита почему-то затирает эльфу-федералу, что не было никакого жезла, и тот принимает эту версию. Было прямо показано, что спецслужбы забрали жезл в контейнере, эльф уже должен это знать, и вместо этого он почему-то спокойно выслушивает версию-отмазку и принимает ее. Если он просто подыгрывает, то зачем было приходить с такой свитой к раненым? Дал бы им потом написать поддельный отчет.
- Ну и о расизме. Фильм будто бы не знает, что сказать хочет. Уорд толкает дочери речь о толерантности, заливает в участке, что орков гнобить не надо, после чего обращается с напарником как с псиной, орет, что тот ему не друг и вообще не нужен. Примерно так же ведут себя и все остальные. Так авторы хотели агитку сделать или все-таки на жалость давить?
Тем не менее это лучший фильм Смита за последние годы. После отвратительных "После нашей эры" и "Отряда самоубийц" я от него уже вообще ничего не ждал и считал его скатившимся актером, но здесь он на правильном месте. Основную составляющую фильма – общение двух ментов в нестандартной ситуации – он отыграл как надо. При своих косяках фильм доставляет удовольствие, поскольку его мир оригинален, есть неплохое действие и это наконец-то не гребаный 12+, а картина без кандалов цензуры.