Зрелый дебютВсе в этой очаровательной в своей непритязательности и незатейливости ленте покоряет даже опытного синефила: и несколько робкая режиссура, не допускающая излишней динамики в мизансценах, монтаже и операторской работе, и тщательная в деталях актерская работа исполнителей-середняков (за исключением, конечно, Сирши Ронан, которая даже в своем юном возрасте блистает как настоящая звезда), и тривиальный сценарий о взрослении с довольно банальным мессиджем. Именно таким и должен быть настоящий кинодебют: простым и очень важным для автора. То, как трепетно Гервиг относится к своим персонажам, не допуская даже малейшей насмешки, холодной отстраненности и критики в их адрес, легкий флер эмпатии на всех героях, обстановке и сюжете, выдает в ней прилежную ученицу Ноа Баумбаха.
Перемахнув за тридцать, режиссер теперь может взвешенно, скорее обеляя, чем очерняя, описать молодые годы гипотетической героини, в которой угадываются очертания ее собственной судьбы. Кристин «Леди Берд» - типичный подросток, пытающийся противопоставить себя миру взрослых и найти контакт с родителями, но делающая это в целом неагрессивно и неэпатажно. Попав в католическую школу, она поначалу бунтует, но в конечном счете сдается перед обаянием учителей – тоже людей, а не сухих формалистов и лицемеров. В годы, когда Голливуд по-всякому пинает христианство, увидеть аккуратность в его изображении очень приятно: в католической школе оказывается тоже ставят мюзиклы, шутят и журят, а не наказывают.
Первая любовь, неудачные романы Леди Берд, ее конфликт с матерью, дружба с одноклассницами – все это столь просто и ни на что не претендует, что очаровывает с первой сцены. Казалось бы, сколько было фильмов о взрослении! Даже «Амаркорд» частично об этом. Но у Гервиг получается рассказать тривиальное нетривиально, свежо, по-новому, а вот в чем заключается эта новизна понять не так просто. Скорее всего в том, что даже по меркам независимого кино, Гервиг снимает по-своему, как Автор, вне шаблонов (это отличает и «Маленьких женщин» - безусловно, шаг вперед в плане художественного и профессионального роста в сравнении с «Леди Берд»).
Эта новизна касается совершенно незрительских моментов в повествовании, то, на что даже Баумбах не сразу решился, то есть (частичное, неполное, правда) игнорирование сюжетной увлекательности. Для Гервиг важно рассказать историю так, как она хочет, а не так как принято, но несмотря на такую смелость в дебюте он не скучен, в нем нет лакун и провалов. Сам ритм, реквизит, реальные интерьеры, уличные съемки выдают в «Леди Берд» очень скромный бюджет (в костюмных «Маленьких женщинах» этого уже нет), что тоже очаровывает. Ученическая атмосфера фильма совпадает с темой и сюжетом, ведь они тоже – об учебе. Таким образом при внешней незатейливости в дебюте Гервиг форма изоморфна содержанию, что можно редко увидеть даже у мастеров.
При обновленном феминизме «Маленьких женщин» те, кто смотрел «Леди Берд» после них, ожидают того же и здесь, но его, как не странно, тут этого нет: общее у фильмов только одно – героини Сирши Ронан, сильные, волевые девушки, у которых не ладится личная жизнь в силу характера и строптивости. Можно сказать, что Джо – это Кристин, ставшая еще сильнее, но для последней – важно перебороть мать и в этой борьбе преодолеть конфликт в самом себе, примириться с ней. Важно, что, как и в «Маленьких женщинах», Гервиг в «Леди Берд» не осуждает то, кто и что мешает ее героиням: в позициях их противников тоже есть своя правда. И в фамилиализме героини Эммы Уотсон, и в чрезмерной опеки матери Кристин, и в неагрессивном традиционализме учителей католической школы.
Подобная расстановка акцентов, отличающая уже дебют, говорит о том, что Грета Гервиг не просто талантлива, но и как человек в свои 36 чрезвычайно мудро и взвешенно судит о людях, не осуждая их и ни в чем не обвиняя. Такая человеческая и профессиональная зрелость говорит о том, что у нее, как у кинохудожника (актрисы, сценариста, режиссера) большое будущее.