Страхи Кевина Смита Канзас не самый красный штат в США — гораздо больше голосов республиканцы имеют в Юте или Айдахо. Но именно в Канзасе находится независимая Баптистская Церковь Уэстборо, не более сотни членов которой объединяют не только тесные кровные узы, но и харизматичный пастор Фред Фелпс, ставший прототипом Эбина Купера — пожалуй, самого яркого персонажа фильма «Красный штат». Фелпс прославился как создатель лозунга «God Hate Fags», что окончательно рассорило его как минимум с ЛГБТ-сообществом и похоронило карьеру политика от Демократической партии.
Скандальный лозунг во многом задаёт тон фильму Кевина Смита, нагнетая такую атмосферу ненависти, которая придаёт термину «красный штат» далеко не политический смысл. Ужас происходящего на экране оказывается несовместим с какой-либо сатирой, даже если таковая поначалу и присутствовала в замысле создателей фильма.
Смит углубляется в хоррор настолько, насколько это вообще возможно в заданных рамках. Радикальная секта самым прямым и проверенным способом очищает землю от любой проходящей мимо мерзости, местные власти и силовики оказываются погребёнными под десятками скелетов из шкафов собственных офисов и домов, а неожиданный трубный глас заставляет вспомнить о природных катаклизмах, которые с каждым днём всё ближе и ближе подбираются к домам уверенного в себе среднего класса. Тот факт, что трое весьма озабоченных юноши — «наши» по логике хоррора — без тени сомнения причисляют себя к этому самому среднему классу, вконец усугубляет положение.
Кевин Смит, рассказывая о своём фильме, отметил, что все эти вещи и впрямь устрашают, но никто не скажет, что с ним на самом деле произошло такое. «Красный штат» открыто и не таясь создаёт мифы о современной Америке, подобные тем, что ходили среди белых во времена расовой сегрегации чернокожих. Вот только теперь, проходя мимо соответствующего района, можно будет заметить не полное колдунов и наркоманов чёрное гетто, а отмеченный множеством крестов притон нетерпимых головорезов.
Парадоксальным образом мастеру комедий Смиту не хватает иронии, чтобы подняться над ситуацией и создать примерно то, что он заметил в фильмах Тарантино, на которые, судя по всему, равнялся, готовя свой первый хоррор.
К своему удивлению, я столкнулся с первым фильмом Кевина Смита, о котором хочется говорить серьёзно. Именно в «Красном штате» беззаботный трёп о сексе прерывается самым резким образом. Оказавшись в логове непредсказуемых фанатиков, Смит, подобно трём любвеобильным юношам, впадает в задумчивый ступор.
4 из 10
Оригинал