Пластилиновая авиашиза.
В первый раз посмотрел, когда мне было кажется 9 лет, но и тогда этот мульт был уже далеко не новым. У нас тогда был дружественный ДК, куда почти бесплатно дети со школы ходили смотреть странные не новые фильмы и мульты. Тогда это всё произвело сильное впечатление, поскольку работа с визуалом казалась на грани
дальше
Пластилиновая авиашиза.
В первый раз посмотрел, когда мне было кажется 9 лет, но и тогда этот мульт был уже далеко не новым. У нас тогда был дружественный ДК, куда почти бесплатно дети со школы ходили смотреть странные не новые фильмы и мульты. Тогда это всё произвело сильное впечатление, поскольку работа с визуалом казалась на грани фантастики, к тому же это было первое для меня произведение, которое столь глубоко и прочувствованно исследовало тему смерти, рассуждало о ней под разными углами на протяжении целого часа, красиво и вдохновенно. И на тот момент это стало своеобразным откровением. Особенно задел тот момент, когда старичок и старушка, готовящиеся к смерти, пишут рядом свои дневники, а затем пишет уже он один. Это пробивало эмоциональный барьер. И писатель, не боящийся смерти, а идущий за ней сам, – это для зрителя-ребенка нечто новое, разрыв шаблона, ведь другие герои мультиков никогда за ней не гнались. Когда вышел из зала, понял, что испытываю новую эмоцию, некую смесь восторга и горя, от которой хотелось молчать, потому что это чувство было сильнее слов. Уже много позже я узнал, как это чувство называется. Катарсис.
Увы, чтобы испытать от этого мульта всё это, нужно во-первых быть ребенком и во-вторых смотреть на большом экране. Взрослый взгляд развеивает почти весь этот шарм. И это не вина самого этого взгляда – у произведения действительно есть очень большая проблема. Это тот случай, когда авторы слишком увлеклись, и их понесло. У них был пластилин, с ним можно было делать что угодно. И к сожалению, авторы занялись именно этим – стали делать что угодно. Всё подряд. Воздушный корабль с дверями-телепортами и аниматронной рукой, преследующий комету, два Марка Твена, встречающиеся со своими персонажами, спекуляции на тему Адама и Евы, Сатаны, призрак персонажа в инопланетном раю, отключающая систему самоуничтожения лягушка, живая кариатида на носу дирижабля, отбивающая метеориты… Вы понимаете, что это бред? Да, некоторые зрители и критики ценят вот такой полет фантазии как проявление чистого творчества, не скованного вообще ничем. Но я с детства был сторонником позиции, что произведения должны быть адекватными, структурированными, а шизу нужно спускать с поводка лишь иногда. В мульте есть смысловое ядро: Марк Твен хочет умереть красиво, веря в свою связь с кометой, и в последний путь его провожают его любимые герои, с которыми он переживает ряд маленьких историй. Этого было абсолютно достаточно для хорошего сюжета. Но нет, зачем-то налепили Сатану, который хочет доказать непонятно что, изобразили Адама законченным идиотом, сделали двух Твенов с идеей светлого и темного Я, хотя тема не раскрыта вообще никак и не была нужна в данном произведении, и много других невменяемых образов.
Итог. Можно было сделать адекватный мульт, но авторы этого не хотели. Они осознали безграничность своих творческих возможностей, поэтому полностью потеряли вектор, стали рассказывать обо всем подряд, и получился сумбур. Но повторюсь – несколько сильных сцен тут есть, и они заслуживают внимания.