Одна из множества экранизаций этой сказки. Забавно, что сказка числится за авторством и Ганса Андерсена и братьев Гримм, хотя на самом деле они ее лишь записали. На самом деле "Дикие лебеди", она же "Двенадцать лебедей" – это датская легенда, скорее всего 12 века. Существует во множестве вариантов, но отличаются они только деталями, в частности – числом братьев.
Эта экранизация содержит некоторое количество отсебятины, например общение с галлюцинаторными человечками-слезинками, но основному сюжету остается полностью верна. Всё сделано красиво, эмоционально, достойно. Аниме раннего периода, которое было абсолютно адекватно, поэтому почти не отличалось от мировой мультипликации.
Увы, присутствует огромное количество глупостей. Я отдаю себе отчет, что половине перечисленных ниже минусов уже много веков и критиковать уже поздновато, но я все равно это сделаю. Режиссер экранизации может вставлять что-то от себя, латать дыры, но он их оставил:
- Король путешествует и охотится один, без свиты.
- Его дети живут в пусть идиллическом, но диком месте, также без какой-либо охраны. И именно поэтому с ними и случается такое неприятное происшествие.
- "Никто не знает туда дорогу, даже сам король" – он ходил за клубком уже сколько раз. Место находится в шаговой доступности. Король не мог запомнить простую дорогу?
- Элиза ведет себя как изгнанница без какой-либо причины. Пойти после инцидента к отцу было бы первой же идеей. В некоторых версиях сказки объясняется, что король выгнал ее, поскольку ей была заколдована внешность, он ее не узнал. Но здесь она не идет к нему просто так.
- Почему бы брытьям не полететь во дворец к закату и не встретиться с отцом, чтобы объяснить ему ситуацию?
- "Зимой мы должны улетать в холодные страны" – это точно не ошибка переводчиков?
- "Он в небе превратится в человека, упадет и разобьется" – а почему бы лебедю не приземлиться, чтобы перекинуться уже на земле?
- "Мы обменяли наши короны на теплые вещи" – шесть корон королевского рода за один набор детской одежды? И как они это сделали днем, когда были лебедями?
- Принцы знают, как снять их заклятие. Откуда?
- Король узнал о предательстве жены. Откуда? Всё произошло в таком месте, в которое даже не могли попасть свидетели.
- Элиза сбегает из пещеры, чтобы не видеться с братьями. Зачем? Она могла вязать рубашки там же, при них.
- Звери предоставляют ей жилье и еду – а почему они это делают? В других сказках герой заслуживает покровительство зверей поступком или же обладает способностью. Здесь ничего подобного нет.
- Почему принцесса не искала помощь у людей? Если бы она сначала нашла опекуна, объяснила ему ситуацию, а уже потом брала обет молчания, всё было бы намного проще.
- Как девочка 6 лет выживала в лесу, почему не замерзла – это, пожалуй, меньший из вопросов.
- Она знакомится с королем другой страны во время его охоты. Это означает, что ребенок пешком проделал путь из одной страны в другую.
- Понятно, что Элиза дала обет молчания, а также не умеет писать, но она все еще может общаться кивками и на простое да/нет с нее можно было за один вечер получить примерную картину ее истории. Но никто этого не сделал.
- Молодой король слаб и инфантилен. Он предлагает немой простолюдинке стать его королевой практически сразу после знакомства, даже не зная ее имени. Суд вершится без его воли. Решение о казни принимается без него. Ему мы должны сопереживать?
- Пять рубашек были связаны за годы. Последняя – за несколько дней.
- Откуда принцы знали, куда лететь?
- Элиза просит пощадить ведьм. Это, наверное, чтобы они пришли в еще какое-нибудь королевство и там тоже кого-нибудь отравили, заколдовали, оболгали, захватили власть. Грозное потрясание пальцем и "Как вам не стыдно" – самое нелепое воздаяние, что получали злодеи.
- Элиза выходит замуж за того, кто ее чуть не сжег на костре, и это подается как счастливый конец. Да, он был введен в заблуждение, но вы бы смогли жить с тем, кто вас по ошибке отправил на костер?
- История очень однозначно показала свое отношение к ведьмам. Но минуточку, а мать Элизы и братьев, которая упрятала детей в чудо-долину и создала путеводный клубок, – она сама кем была?
В целом это, конечно, типичная сказка из дремучей древности. Написана так, чтобы передавать детям определенные ценности и модели поведения: жертва ради семьи, стремление к успешному браку, борьба с колдовством одновременно с его же использованием. По своим временам это работало. Лучшей школы, чем мифы, та эпоха не предлагала. Ну и для детского мультика все это тоже неплохо. Но если смотреть это взрослым, то произведение просто трещит по швам.