Пятнадцатилетние Норвегия сейчас становится уже показателем хорошего кино, подтверждая это в разных жанрах всё обширней. Вот и ещё один представитель кинематографа этой страны вышел прекрасным образцом истории взросления. Назвать сей фильм драмой будет слишком пресно, а комедией (как он себя позиционирует) и вовсе нелепо. Молодёжной комедией здесь не пахнет совсем, что не исключает ряда забавных ситуаций, но в целом основной темой является кризис старшей школы, подростковая влюблённость и сексуальное познание.
Пятнадцатилетние школьники и школьницы живут в невзрачном посёлке, из которого главные герои данной мечтают уехать, как можно скорее, регулярно показывая средний палец таблички с названием данной местности. Скудность пейзажей, разрисованная автобусная остановка, батут — как единственное развлечение местной детворы, скромная палитра для выбора работы, снующие овцы и свинцовая тяжесть одиночества, отдалённости и изгнания. А где-то там целый мир, в данном случае ограничивающийся городом Осло, в который так и тянет сбежать.
Уложить в скромный хронометраж всю затронутую проблематику очень сложно. Здесь и сексуальные фантазии девочки-подростка, когда вместо общения с подругами ей мерещатся лесби-игры, начальник на подработке выставлен похотливым соблазнителем, ну а одноклассник, представляющий любовный интерес, лишь в мечтах провожает до дома и игриво заваливает на кровать. Здесь и проблемы внутренних отношений в классе для непопулярной девушки, и трудности отношений с матерью-одиночкой, не слишком понимающей свою дочь в переходный возраст. Непосредственно трудности жизни в представленных условиях и, разумеется, тема любви, протянутая здесь уж очень специфически.
Ограничиваясь эротическими фантазиями лишь в самом начале, последующее развитие темы влечения Альмы (блистательно отыгранной Хеленой Бергсхолм), познания удовольствий и тому подобного представлено скудным набором звонков в «секс по телефону», надуманности творящегося вокруг и сцен самоудовлетворения героини под свои же мечты. Однако сам факт особого акцентирования на игре воображения девочки-подростка (слава богу никакими «Сумерками» здесь не пахнет даже близко, как и розовыми соплями про секс после свадьбы и прочую ахинею, активно вдалбливаемую всюду современным деткам) играет ключевую роль, оставляя зрителя порой в замешательстве: что происходит на экране в данный момент? Что было и чего не было.
Такая бурная игра фантазий отдаляет общую рутину, быт и реалистичность повествования в тонкую грань между правдоподобно-выдуманным и настоящим, с той лишь разницей, что мечты здесь чуть более красивы и во многом внезапны, непредсказуемы, а реальная жизнь вокруг нарушается разве что побегом из дома или финальной смелой надписью над входом в школу.
Финал картины стоит отметить отдельно. Не скатываясь к суицидальной безвыходности, не обращая побег из дома в падение в наркоманию или проституцию, не обращая в прах грёзы о «большом городе» и хороших друзьях в какое-нибудь грязное изнасилование, предательство и трагедию брошенного беззащитного одиночества, концовка выруливает в светлые тона, ловя каждой последующей сценой нотки поддержки, любви и понимания. Здесь даже побочные линии не обрываются внезапным твистом, а тараканы в голове и скелеты в шкафах остаются на положенных местах. Потому что жизнь продолжается, движется вперёд, а впереди у нас, как известно, только лучшее.
8 ИЗ 10
Оригинал