Религиозные драмы я не люблю. Они всегда содержат в себе хотя бы одного сдвинутoгo на религии психа, превращающего просмотр в ожидание когда же наконец его пристрелят. И ожидания эти, увы, не всегда сбываются. Рассела Кроу я тоже не люблю. Он ассоциируется у меня c разочаровавшим «Гладиатором» и совсем уж пакостным «Робином Гудом». Однако восторженные зрители, зрелищный трейлер и религиозный шум, поднявшийся после премьеры, всё больше разжигали моё любопытство. Подогрел его и тот факт, что Папа Римский благословил сие творение. В общем реклама и слухи сподвигли меня на просмотр.
Начну с хорошего. Трейлер не обманул — в фильме действительно хорошие спецэффекты. Падающие c неба ангелы, виды бурлящей во время потопа воды завораживают. Жаль только, что проявляется это великолепие всего в паре сцен. А вот всё остальное — сплошная муть.
Сюжет. С легендой о Ное он соотносится так же как «Шерлок Холмс» Гая Ричи с «Шерлоком Холмсом» Конана Дойлa. Тоесть остались имена персонажей и общая идея — потоп, ковчег, каждой твари по паре и т. д. А вот более мелкие вещи, вроде отношения Ноя к людям, история его семьи, то как строился ковчег, были изменены. И далеко не в лучшую сторону. Люди вдруг оказались поделены на плохих и хороших, причём так что не поймёшь где кто. Земля, насколько показано в фильме, оказалась выжженнoй и бесплодной, а люди, населяющие её, нищими и голодными. Но при этом охотиться — страшный грех. Соседа своего убей и съешь — эт можно, а зверушку ни-ни. О чём красноречиво говорит сам Ной, насмерть забивая трёх голодных охотников и с почестями хороня убитую ими неведому зверушку. Охотников он, надо полагать, оставил гнить в пустыне — тоже зверушкам на радость. Магии и трансформерам тут тоже нашлось место. Иначе как колдуном дедушку Ноя не назовёшь — усыпляет, исцеляет, навевает видения, прямо как языческий жрец. А падшие ангелы отличаются от трансформеров только тем, что превращаются не в крутые тачки, а в обычные валуны.
Персонажи. Если с вольным пересказом легенды ещё можно смириться, то персонажи реально бесят. Особенно Ной. В начале фильма его можно принять за чудаковатого странника — запрещает детям рвать цветы, ибо грешно калечить творение Божее, по этой же причине забивает охотников, чтобы защитить чешуйчатого оленёнка… В общем странный человек. Однако по ходу фильма он всё больше превращается в религиозного фанатика. Ради исполнения желаний Бoжьих, а вернее согласно собственным толкованиям его смутных намёков, он готов и сам помереть, и семью свою зарезать. Даже женщину с двумя младенцами, внуками Ноя между прочим, потому как посмела она родить их без согласия Божьего. Мерзкий человек с мерзкими взглядами на религию. Впрочем американцам, судя по сборам, он пришёлся по душе.
Семья его поражает свoим смирением и раздражает не меньше Ноя. Из всех только дедушка-колдун и бесплодная девочка вызывают некое подобие симпатии. Правда и девочка в конце разочаровала. Может быть праведность заключается в покорности и Богу, и религиозным фанатикам, которые о нём кричат, но её поведение осталось непонятным. Наверное у меня другое представление о праведности.
В общем и целом фильм отвратителен. Может быть таковы взгляды режиссёра на религию, может его сделали таким в угоду американской публике, может в этом отразилась политическая направленность (убивать во имя Бога/страны/президента есть благо), может его так сняли просто ради скандала, который он может поднять. Но мне он не понравился.
3 из 10
за хорошие спецэффекты
Оригинал