Игорь Владимирович Ильинский (11 (24) июля 1901 — 13 января 1987) — актёр театра и кино, режиссёр, народный артист СССР (1949), Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1941, 1942, 1951). Москвич от рождения, Игорь Ильинский с детства увлекался театром. В 1917 году поступил в студию Комиссаржевской и уже через полгода дебютировал на профессиональной сцене в одноименном театре в спектакле "Лисистрата".
С 1918 года Игорь Ильинский работал в следующих театрах: театр ХПСРО, оперетта «Летучая мышь», Теревсат, МХАТ, Первый государственный театр для детей. Неизменным в этот период оставалось амплуа молодого актера. Зрителям более всего он запомнился своими комедийными ролями, среди которых такие, как Селим («Похищение из Гарема»), Антонио («Женитьба Фигаро»).
В 1920 году Ильинский определился со сценой, поступив в Театр РСФСР (впоследствии театр имени Мейерхольда), где проработал более 10 лет. Здесь он сыграл в следующих спектаклях: "Зори" Верхарна (фермер Гислен), "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (Брюно), "Свадьба Кречинского" (Расплюев) и др. В это же время Ильинский участвовал в некоторых постановках Московского драматического театра и 1-й Студии МХАТа.
Яркие комедийные образы Ильинский начинает воплощать и в кино. Дебют состоялся в 1924 году в фильме Якова Протазанова «Аэлита», а первый успех пришел в 1925 году с ролью Пети Петелькина в фильме "Закройщик из Торжка" того же режиссера. Примечательно, что роль была написана специально для Игоря Ильинского.
Актер становится чрезвычайно популярным, и до начала 30-х годов активно снимается, порой работая сразу в трех картинах в год. Каждый фильм с участием Ильинского становится событием и приносит большие сборы. А герой Ильинского, помимо комедийности начинает приобретать и социальный окрас. Сам актер устав от комедийного образа, через какое-то время оказался в творческом кризисе. Ушел из театра и на пять лет отказался от ролей в кино.
В 1938 году Игорь Ильинский поступает в труппу Малого театра, где дебютирует в «Горе от ума». На сцене Малого театра Ильинский играет более 50-ти лет, и ставит там же свои собственные пьесы.
Невероятный успех в кино пришел вместе со знаменитой ролью бюрократа Бывалова в комедии «Волга-Волга» известного режиссера А. Александрова. Роль принесла актеру и Государственную премию и новую волну зрительского обожания.
Время диктовало свои правила, и на место обличительной комедии пришла комедия бесконфликтная. В новом формате Ильинский не видел места для своих персонажей, и на долгие 18 лет актер перестал сниматься в кино. В этот период времени он сосредоточился на работе в театре и на эстраде, где проявил себя в качестве великолепного чтеца.
Возвращение в кинематограф состоялось только аж через 18 лет. После роли Зайцева в «Безумном дне» была следующая картина, принесшая актеру огромный успех и любовь уже не только современников, но и последующих поколений зрителей. Роль бюрократа Огурцова в комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» стала поистине звездной в биографии актера.
Творческий союз с Рязановым продолжился и в 1962 году, когда режиссер предложил актеру совершенно иную по стилистике роль. В бессмертной
«Гусарской балладе» Ильинский сыграл совершенно противоположную по стилистике роль, создав запоминающийся образ Кутузова. Любопытно, что в работе над ним актер исходил из трактовки личности полководца, данной Л. Толстым в романе "Война и мир" И, тем не менее, этот образ великолепно вписался в героико-комическую стилистику фильма.
В последние годы жизни Игорь Владимирович Ильинский играл в театре глубоко трагических героев, среди которых был Фома Опискин ("Село Степанчиково и его обитатели", Ф. Достоевский) и Аким («Власть тьмы», Л. Толстой)./