Режиссер, продюсер, сценарист. Настоящие имя и фамилия: Шон Алоис О'Фирна. Родился 1 февраля 1895 г. на мысе Элизабет (штат Мэн), умер 31 августа 1973 г.
Немного найдется в кино США мастеров, которые бы так воспели этот далекий континент: его природу, историю, людей, их традиции, принципы, вкусы. Любовь и нежность к ним пропитывают лучшие фильмы этого режиссера, поднимая до уровня высокой поэзии — одновременно и лирической, и эпической. Ее непосредственность и искренность очаровывает даже самых заядлых скептиков.
Форд начинал с вестерна — самого американского жанра — и первым его настоящим успехом стал "Железный конь" (1924), рассказавший о прокладке трансконтинентальной железной дороги через огромные просторы Дальнего Запада Америки. (К этому временя он проработал в кино уже 10 лет, обучаясь профессии под руководством старшего брата Фрэнсиса — тоже режиссера.) Наряду с удачным использованием традиционных канонов (драматизм сюжета, внешняя динамика развития действия, натурные съемки и т д.), в фильме было и то, что обычно в приключенческих лентах отсутствовало: психологизация характеров действующих лиц. Не только главные герои, но и второстепенные персонажи получились здесь выразительными и запоминающимися. Уже тут сказалась характерная черта дальнейшего творчества Форда — его умение работать с актерами. Однако проходит еше более 10 лет, в течение которых он ставит малоинтересные коммерческие ленты, прежде чем его картины вновь привлекают вни мание критики и публики.
Недостатком почти всех ранних фильмов Форда было отсутствие добротной драматургической основы. Возникшее же в начале 30-х творческое содружество режиссера с талантливым сценаристом Дадли Николсом оказалось весьма плодотворным для них обоих. Уже один из первых совместных фильмов — "Потерянный патруль" (1934), сюжетная основа которого была потом использована в нашем фильме "Тринадцать", — привлек к себе внимание внутренней драматичностью (почти при полном отсутствии внешнего действия), углубленным проникновением во внутренний мир героев. Эти же особенности творческого метода Форда и Николса особенно отчетливо сказались в их следующем фильме "Осведомитель" (1935, пр. "Оскар"). Хотя его действие развивается во время знаменитого Дублинского восстания ирландских патриотов против английского владычества (1922), режиссер, экранизируя известный роман Лайама О'Флаэрти, отказался от показа подлинных исторических событий и сконцентрировал все внимание на анализе психологии предателя, продавшего за деньги своего товарища и постепенно начавшего осознавать значение совершенного поступка. Умелое создание обшей, мрачной и все более сгущающейся атмосферы, медленный ритм, усиливающий впечатление надвигающейся трагедии, великолепное использование шумов и музыки, прекрасная операторская работа, выразительное использование деталей (невозможно забыть объявление о награде за предательство, прибитое ветром к ногам героя) и мастерское исполнение главной роли (Виктор Мак-Лаглен) принесли фильму многочисленные похвалы критиков.
Однако даже в этот, лучший, период, творчество Форда было весьма неровным. Наряду с уже упоминавшимися шедеврами он в тридцатые годы поставил и десять весьма посредственных лент ("Маленькая Вилли Винки", "Четыре человека и молитва", "Пленник острова акул" и др.), бывших лишь немногим лучше голливудской массовой продукции разных жанров: мелодрамы, приключенческих и уголовных фильмов. Только комедий там не было: юмора Форд избегал.
Наивысших же достижений режиссер добился в фильмах "Дилижанс" (у нас — "Путешествие будет опасным", 1939) и "Гроздья гнева" (1940). Первый поставлен Фордом в привычном для него жанре вестерна, Однако наряду с использованием чисто кинематографических приемов (быстрый ритм, умелый монтаж, выразительная операторская работа) постановщик сумел здесь отойти от привычных сюжетных схем деления героев на добродетельных и злодеев, дать живые и полнокровные образы пассажиров дилижанса. В картине причудливо сочетается и тонкое иронизирование над представителями различных социальных слоев далекого фронтира и явная романтизация американской истории.
Позиция "ухода в прошлое", которую Форд занимал почти на всем протяжении своего творчества, в конце 30-х перестала удовлетворять его. В "Гроздьях гнева" (1940, пр. "Оскар") он обращается к одной из самых жгучих проблем современной действительности, поднятой в ставшем бестселлером одноименном романе Джона Стейнбека, — трагическому положению лишенного земли американского фермерства. Этот фильм не только сохранил основную сюжетную линию нашумевшего литературного первоисточника, но и дал яркие, волнующие образы героев — членов дружной и трудолюбивой фермерской семьи Джоудов. В отличие от ряда других произведений, в том числе и своей собственной "Табачной дороги" (1941), Форду удалось убедительно показать, что не сами фермеры, а социальные условия виноваты в обрушившихся на них несчастьях.
В годы войны Форд несмотря на плохое зрение (он всю жизнь ходил в очень темных очках или с черной повязкой на одном глазу) находился на тихоокеанском театре военных действий, где сделал несколько документальных фильмов, два из которых ("Битва за Мидуэй" и "7 декабря") были отмечены "Оскарами". В послевоенный период, особенно после "суда над Голливудом" в 1947 г. режиссер снова возвращается к постановке вестернов ("Моя дорогая Клементина", "Форт Апачи" (оба - 1947 г.), "Рио Гранде", 1950 и др.), военных фильмов ("Когда Вилли придет, маршируя, домой", 1950, "Это - Корея", 1951) и сентиментальных мелодрам ("Солнце светит ярко", 1953, "Могамбо", 1953 и др.), не представляющих большого интереса в художественном отношении.