|
Збигнев Цибульский
Zbigniew Cybulski
даты жизни:
3 ноября 1927 - 8 января 1967
|
дополнительная информация
Показать
Скрыть
Збигнев Цибульский — легенда польского кино, символ вышедшего из войны поколения, собирательный образ которого он прекрасно воссоздал в фильме Анджея Вайды «Пепел и алмаз». Родился Збигнев в 1927 году в деревне Княже вблизи города Станислава (ныне это Ивано-Франковск, Украина). Збигнев Цибульский учился в послевоенные годы в торговой академии, Высшей школе журналистики и, наконец, в Высшей театральной школе в Кракове. Работал в краковском Академическом театре, театре Выбреже в Гданьске, создал собственный
дальше
Збигнев Цибульский — легенда польского кино, символ вышедшего из войны поколения, собирательный образ которого он прекрасно воссоздал в фильме Анджея Вайды «Пепел и алмаз». Родился Збигнев в 1927 году в деревне Княже вблизи города Станислава (ныне это Ивано-Франковск, Украина). Збигнев Цибульский учился в послевоенные годы в торговой академии, Высшей школе журналистики и, наконец, в Высшей театральной школе в Кракове. Работал в краковском Академическом театре, театре Выбреже в Гданьске, создал собственный студенческий театр, в котором был художественным руководителем. С 1961 года работал в варшавском театре «Атенеум».
Первой ролью Цибульского в кино был Костек в ленте «Поколение» Анджея Вайды. С этого фильма и началась долголетняя дружба и сотрудничество актера и режиссера. Свою лучшую и самую известную роль Цибульский тоже сыграл в фильме Вайды. Это была роль Мацека Хелмицкого в картине «Пепел и алмаз». Позже Вайда рассказывал, что долго раздумывал, прежде чем утвердить Цибульского на эту роль. Режиссер сам был солдатом Армии Крайовой и прекрасно понимал, что интеллигентный актер, да еще и в темных очках (а их актер не мог снимать из-за болезни глаз), — это совершенно не тот типаж. Но они рискнули. И выиграли. Картину посмотрели миллионы зрителей, и никто из них не сказал: «Так не бывает». Правдоподобной ситуацию сделал именно талант Цибульского. Еще одним общим успехом актера и режиссера был фильм «Любовь двадцатилетних».
За Цибульским закрепилось амплуа романтического героя. Но он играл и в боевиках, и в комедиях, и в трагедиях. Задумывался Цибульский и о режиссуре, писал сценарий для фильма, который намеревался снимать сам по повести Конвицкого «Современный сонник».
Погиб Цибульский по-мальчишески нелепо: попал под поезд. Как рассказывала актриса Беата Тышкевич, у него было весьма опасное хобби: вскакивать в вагон уже тронувшегося поезда. Возможно, этими рискованными трюками он доказывал сам себе, что находится «в форме» и способен играть молодежные роли в то время, как возраст вынуждал его менять амплуа. Вероятно, он преодолел бы этот кризис, но… Случилось то, что случилось. Узнав о смерти друга, Вайда сказал, что «должен ему фильм» и снял биографический фильм «Все на продажу». Еще один документальный фильм «Збышек», посвященный памяти актера, снял режиссер Лясковский.