|
Ирина Асмус
даты жизни:
28 апреля 1941 - 15 марта 1986
|
дополнительная информация
Показать
Скрыть
Как верно подметил классик: талантливые люди талантливы во всем. Или во многом. Такой была артистка цирка театра телевидения Ирина Асмус.
Танцевать и петь любят все девочки. Половина их мечтает о том чтобы сделать это профессией. Добиваются поставленной цели единицы. Ирина с детства верила что станет артисткой только не знала какой - драматической эстрадной или цирковой. Семья ее часто переезжала из города в город так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными
дальше
Как верно подметил классик: талантливые люди талантливы во всем. Или во многом. Такой была артистка цирка театра телевидения Ирина Асмус.
Танцевать и петь любят все девочки. Половина их мечтает о том чтобы сделать это профессией. Добиваются поставленной цели единицы. Ирина с детства верила что станет артисткой только не знала какой - драматической эстрадной или цирковой. Семья ее часто переезжала из города в город так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями. Тем не менее поступать она решила не куда-нибудь а в Хореографическое училище Большого театра. И почти поступила но... была предупреждена что с таким росточком на лавры рассчитывать нечего. Тогда было решено поступить в цирковое училище. На вступительных экзаменах маленькая девочка с большим бантом станцевала зажигательный неаполитанский танец и с залихватским видом исполнила популярную в те годы песню "Бесаме мучо" чем привела в шоковое состояние приемную комиссию. К счастью все обошлось и Ирина стала студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства. После окончания училища она выступала в номере эквилибристов на першах под руководством Л. Костюка.
Перши - это такие длинные палки. Эквилибрист "верхний" как говорят в цирке влезает по першу который держит его партнер под самый купол и там на крохотном пятачке демонстрирует различные трюки. Это работа смелых сильных людей которые породнились с риском. Это профессия для людей с характером а именно такой и была Ирина. Судьба предупредила ее - Ирина получила на репетиции серьезную травму и с выступлениями на высоте врачи велели воздержаться. Тогда Ирина вспоминает свое увлечение театром и недолго думая поступает в драматическую студию при ленинградском Театре юного зрителя причем сразу на второй курс.
Вначале ей определили амплуа травести - актрисы играющей детей. Но заданные рамки оказались тесными. Асмус переходит в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской и в пьесе Б. Ласкина "Время любить" играет Машу. Это была редкая удача: первая же работа позволила ей проявить талант и незаурядной драматической актрисы и певицы и танцовщицы. А потом последовали роли Джульетты Золушки принцессы Елизаветы в "Принце и нищем" Раймонды в "Романтике для взрослых"... Интересную актрису заметила критика о ней писали ленинградские газеты. Но по-прежнему в дни школьных каникул Ирину можно было видеть в цирке где она отпросившись из театра играла то пионера Вольку ибн Алешу то хвастливого Незнайку то зловредную старуху Шапокляк.
Кстати в это время у нее и появилось прозвище "Ириска" которое потом стало ее цирковым псевдонимом. Драматург Александр Володин хорошо знавший Асмус по театру безмерно удивился вновь увидев ее на манеже: "Ириска! Ты что здесь делаешь?". Ласкательное прозвище так прижилось что по-другому Ирину в цирке перестали называть.
Она еще играла в театре но цирковая арена манила недаром говорят: кто хоть раз переступил барьер манежа тому обратного пути нет. В ее правдивости Ирине Асмус пришлось убедиться на собственном опыте. Притягательная сила этого мира - звучной музыки многоцветных столбов света свисающих из-под купола канатов бледно-желтой тырсы манежа - была так велика что Ирина одна из ведущих актрис театра решает вернуться на манеж.
Итак внутренняя борьба которая происходила в артистке - театр или цирк - закончилась победой последнего. На его манеже появилась соло-клоунесса Ирина Асмус. Соло-клоун как вы уже наверное знаете - клоун который один выступает на манеже. Это почетно но очень сложно. Впрочем для Ириски слово "сложно" было как красная тряпка для быка - оно только манило звало к преодолению "новой высоты".
Многие цирковые драматурги бились над проблемой - какие слова вложить в уста женщины-клоуна что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву который написал и поставил Ирине программу.
Вот как выглядели ее репризы.
...Артистка расшалившись дует на прожекторы и они гаснут. Цирк погружается в темноту слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся замерзшую фигурку. Понимая что может случиться непоправимое Ириска дыханием согревает робкий огонек от которого постепенно оживают огни цирка и бережно уносит с манежа свечу - символ света...
Эта жизнеутверждающая сценка "Да будет свет!" прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.
Еще одна любимая клоунада артистки - "Дрессировщица". Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя "дрессированного змея" горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку забыв обо всем на свете. "Змей" негодует зрители смеются: "Ох уж этот "вечерний звон"!".
В семидесятые годы на экранах телевидения появилась замечательная передача для детей "АБВГДейка". Так вот Ирина Асмус была одной из главных ее героев точнее героинь. Съемки шли параллельно с гастролями поэтому частенько артистка едва сняв грим мчалась в аэропорт чтобы успеть на самолет до Москвы. Помимо "АБВГДейки" принесшей ей большую известность артистка снялась в передаче ленинградского телевидения "Дискотека" документальных фильмах "Представление" и "На манеже Ириска"...
В последние месяцы жизни у нее не все ладилось. Ее почему-то заменили в "АБВГДейке" на другую исполнительницу хотя все дети Советского Союза были безумно влюблены в Ириску. Ирина очень переживала этот уход.
Асмус погибла во время представления в Гомеле. Рассказывает Ю. Осипов: "Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту "зубник" а потом во время подъема вращается вокруг оси. И на самом верху вдруг сломалась машинка вращения - в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни".
Жизнь Ирины Асмус клоунессы Ириски была яркой но короткой - будто сверкнула на небосклоне звезда сорвалась и растворилась в черной ночи...
Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка" том прервый "Клоуны" с.323-329.