Искусство транснационально и призвано налаживать мосты между культурами - эта сентенция, не требующая доказательств, на протяжении вот уже двадцати лет подтверждается деятельностью еврейского театр "Гешер" и его создателя, художественного руководителя и режиссера Евгения Арье. Жизнь этого человека и его детища настолько взаимосвязаны, что, говоря Арье, мы будем подразумевать "Гешер", а, говоря "Гешер", будем подразумевать Арье. Кстати, название театра переводится с иврита как "Мост". Евгений Арье
дальше
Искусство транснационально и призвано налаживать мосты между культурами - эта сентенция, не требующая доказательств, на протяжении вот уже двадцати лет подтверждается деятельностью еврейского театр "Гешер" и его создателя, художественного руководителя и режиссера Евгения Арье. Жизнь этого человека и его детища настолько взаимосвязаны, что, говоря Арье, мы будем подразумевать "Гешер", а, говоря "Гешер", будем подразумевать Арье. Кстати, название театра переводится с иврита как "Мост".
Евгений Арье родился в 1947 году в Москве. У него два высших образования: вначале он получил диплом психологического факультета МГУ, а затем закончил курс
Г. Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). В России он успел поработать в трех театрах: Большом драматическом, Малом драматическом (Ленинград) и им. Маяковского (Москва), занимался постановкой телевизионных спектаклей и одновременно преподавал в ГИТИСе. Его спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", поставленный на сцене "маяковки", впоследствии стал залогом успеха его детища в Израиле.
Выехать на историческую родину Арье удалось лишь со второго раза, когда он в 80-м году впервые подал документы для выезда в Израиль, ему было отказано без всяких комментариев. А в 1988 году Арье знакомится с Н. Щаранским, который предлагает режиссеру создать в Израиле новый театр. В итоге в 1991 году Арье, несколько его учеников и бывшие сотрудники театров Москвы, Риги и Ленинграда, ранее выехавшие в Израиль, организуют в городе Яффо новый театр, первой постановкой которого стал уже упомянутый "Розенкранц и Гильденстерн мертвы". Труппе "Гешера" удалось получить небольшой грант от Сионистского форума, израильские писатели, режиссеры и художники обратились к премьер-министру Ицхаку Рабину с помощью помочь новоявленному театру и "Гешер" обрел почву под ногами. А через несколько месяцев труппа стала участником театрального фестиваля "БАМ" в Нью-Йорке и покорила мировую публику и критиков.
Когда Арье выехал в Израиль, число репатриантов из России перевалило за полмиллиона. Эти-то люди и стали первыми зрителями театра. Но они хотели быстрее адаптироваться в новых для себя условиях, и театр, идя им на встречу, уже через год стал давать спектакли и на иврите. Это явление называют уникальным - одни и те же актеры играют одни и те же спектакли на двух разных языках. Правда, в последние годы иврит начинает одерживать верх.
Большинство спектаклей "Гешера" поставлено его художественным руководителем. За прошедшие годы артисты труппы познакомили израильтян (в Израиле нет своей театральной школы, подобной русской) со спектаклями "Идиот", "Река" (по "Бесприданнице" А. Островского), "Три сестры", "На дне", "Тартюф", "Дон Жуан", "Сон в летнюю ночь", "Коварство и любовь", "Трехгрошевая опера". А на пятом международном фестивале "Александринский", который прошел в сентябре 2010 года, "Гешер" представил новую постановку "Враги. История любви". Осталось сказать, что Арье продолжает свою преподавательскую деятельность, работая в Тель-Авивском и Нью-Йоркском университетах./