Три года назад посмотрела фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка «Работа без авторства» и мне он очень понравился, с тех пор всё время собиралась посмотреть его дебютный фильм «Жизнь других»/Das Leben der Anderen, 2006, о котором читала и слышала много хорошего, и вот, наконец, собралась и посмотрела. В фильме рассказывается о том, как штази котролировала работу органов культуры и их работников во времена ГДР. В фильме мы видим не только то, каким образом это осуществляется, но и то, по какой причине иногда это происходило, и тут в игру вступают, как это нередко бывает в жизни, личные интересы. Действие начинается в 1984 году.
Есть спойлеры!
----------------------- ----------------------- ---
Главный герой фильма — капитан штази Герд Вислер (Ульрих Мюэ), который получает задание следить за драматургом Георгом Драйманом, который вроде считается благонадежным, но на подругу которого — известную актрису Кристу-Марию Зиланд (Мартина Гедек) — положил глаз сам министр культуры Бруно Хемпф (Томас Тиме), поэтому надо срочно найти компромат на Драймана, чтобы полностью завладеть его любовницей, да он, дескать, и так неблагонадежен и сочувствует Зап.Германии. Квартиру напичкивают прослушивающими устройствами и видеокамерами. Поначалу мы видим безупречного работника Штази, делящегося с курсантами спецшколы знаниями о том, как надо проводить допросы, чтобы сломать человека и выжать из допрашиваемого нужные сведения. Вот и тут поначалу он следит и четко фиксирует все, что он видит и слышит. Но постепенно в его сознании начинают неожиданно происходить какие-то изменения, он проникается явным сочувствием к этой паре. Сначала он перестает писать всё услышанное. Окончательный перелом наступает после того, как кончает с собой друг драматурга режиссер Йерска, который семь лет назад был отстранен от работы и фактически получил запрет на профессию. Незадолго до этого Йерска подарил Драйману на день рождения ноты пьесы «Соната про хорошего человека», которую Драйман и играет, узнав про смерть друга, и которая трогает Вислера до слёз. После этого он решает написать статью о самоубийствах в ГДР, сведения о которых тщательно скрываются, и опубликовать ее в ФРГ. И тут уже все начинают ходить по грани — как Драйман и его друзья, так и Вислер, который скрывает эту деятельность, представляя ее как написание пьесы, посвященной 40-летию ГДР. Однако тучи сгущаются — сначала арестовывают Кристу-Марию за покупку наркотика, проводят обыски на квартире Драймана, но ничего не находят, т.к. она не выдает поначалу места, где спрятана пишущая машинка. Но потом начальник Вислера, который уже немного недоверчиво относится к нему, т.к нутром чует, что что-то там не так, поручает ему провести допрос, где она все-таки выдает тайник и даже подписывает согласие на сотрудничество. Ее выпускают, проводят повторный обыск и снова ничего не находят, поскольку Вислер успел туда раньше остальных и смог забрать машинку. Однако Криста-Мария, решив, что она сгубила своего друга, выбегает на улицу и попадает под машину. Начальник Вислера, поняв, что тот его перехитрил, отправляет его работать почтовым цензором, его карьере пришел конец. Проходит несколько лет, режиму в ГДР тоже приходит конец. Драйман, как-то на очередном представлении своей пьесы встретив бывшего министра, поинтересовался, почему же за ним не следили, узнает, что следили и даже очень, изучив после этого документы своего дела в архиве штази, куда можно было получить доступ, узнает, кто же был на самом деле его спасителем и разыскивает его, однако не решается заговорить. Через пару лет выходит его книга под названием «Соната про хорошего человека», как и упомянутая пьеса, которую он повящает агенту под кодовым именем HGW XX/7, Вислер,проходя мимо книжного магазина, видит рекламу, заходит и обнаруживает это, книгу он, конечно, покупает.
Надо сказать, что фильм мне понравился, очень хороши актерские работы, особенно, конечно, исполнителя роли Вислера Ульриха Мюэ. Я не стану рассуждать на тему, насколько правдоподобен сюжет, насколько возможно было преображение агента штази в нормального человека, в жизни всякое случается и иногда какие-то события в жизни на самом деле могут вызвать серьезные изменения, в т.ч. в мировоззрении человека, а этот человек был достаточно честен и поначалу очень честно служил агентом, но ничто человеческое все-таки людям не чуждо, если они не потеряли человеческий облик.