Алан Артур Бейтс родился 17 февраля 1934 года в Оллестри, пригороде Дерби, в семье страхового агента и домохозяйки. Его родители хотели, чтобы их сын стал концертирующим пианистом, однако, еще будучи учеником средней школы, он принял твердое решение стать актером и начал брать частные уроки актерского мастерства и вырабатывать правильное произношение. В конце концов, Бейтс стал стипендиатом Королевской академии драматического искусства, где проучился три года. Затем последовала служба в королевских военно-воздушных силах, а в 1955 году он дебютировал в театре "Мидленд" в Ковентри. На следующий год Бейтс присоединился к только что образованной репертуарной Английской театральной труппе, в составе которой впервые выступил в Лондоне на сцене Королевского придворного театра, сыграв Клиффа в пьесе Джона Осборна "Оглянись во гневе". В этой же роли в 1957 году он появился на Бродвее.
Важными этапами в его театральной карьере стали роли Эдмунда в пьесе Юджина О'Нила "Долгое путешествие в ночь" и Мика в "Стороже" Гарольда Пинтера. В основном в репертуар Бейтса входили произведения современных авторов - Тома Стоппарда, Алана Беннета, Гарольда Пинтера, Саймона Грея, однако он время от времени играл в классических пьесах Шекспира и Чехова. Прежде работавший с Тони Ричардсоном на театральной сцене, Бейтс дебютировал в кино в его картине "Комедиант" (1960) с участием Лоуренса Оливье. Два года спустя он снялся в роли беглого убийцы, волею случая нашедшего приют у наивных деревенских детей в дебютном фильме Брайана Форбса "Бросать слова на ветер" (1961). После того как Бейтс сыграл запутавшегося в своей семейной жизни молодого инженера Вика Брауна в социальной драме "Такая вот любовь" (1962, реж. Джон Шлезингер), он наряду со своими актерами-современниками, такими, как Альберт Финни и Том Кортни, стал олицетворением поколения "рассерженных молодых людей" новой волны британского кинематографа.
В шестидесятые годы Бейтс заявил о себе как о незаурядном и разноплановом актере. Среди его героев - робкий и нерешительный писатель Бэзил в драме "Грек Зорба" (1964, реж. Майкл Какояннис) и разочаровавшийся в жизни школьный инспектор Руперт Биркин в экранизации романа Дэвида Герберта Лоуренса "Влюбленные женщины" (1969, реж. Кен Рассел). Сыгранная в фильме "Мастеровой" (1968, реж. Джон Франкенхаймер) роль бедного еврея Якова Бока, обвиненного на волне антисемитизма в убийстве, которого он не совершал, принесла актеру в 1969 году номинации на премии "Оскар" и "Золотой глобус". Бейтс также снимался в ведущих ролях в таких картинах, как "Ничего, кроме лучшего" (1964, реж. Клайв Доннер), "Король сердец" (1966, реж. Филипп Де Брока) и "Вдали от безумной толпы" (1967, реж. Джон Шлезингер).
В 1970 году Бейтс играл на сцене Гамлета в Ноттингеме и Лондоне, а два года спустя появился на Бродвее в спектакле по пьесе Саймона Грея "Батли". Постановка принесла Бейтсу американскую премию "Тони" как лучшему актеру, а вскоре он снялся в киноверсии этой пьесы, поставленной известным режиссером и драматургом Гарольдом Пинтером. В 1973 году Бейтс провел сезон в труппе Королевского Шекспировского театра, выходя на сцену в роли Петручио в "Укрощении строптивой". В первой половине семидесятых он сделал несколько заметных работ в кино, в том числе сыграл Вершинина в "Трех сестрах" (1970, реж. Лоуренс Оливье) и любовника молодой аристократки, простого фермера Теда Берджеса в "Посреднике" (1972, реж. Джозеф Лоузи).
Хотя в дальнейшем картины с его участием были неравнозначны, Бейтс неизменно находил, чем поразить зрителей. Демонстрируя порой равнодушие к коммерческом успеху, он предпочитал браться за роли, в которых в полной мере могло бы проявиться его незаурядное дарование. Бейтс обладал многогранным актерским талантом, однако лучше всего ему удавались психологические портреты, которые он создавал на экране, с одинаковой убедительностью играя своих героев и антигероев. Даже снимаясь во второстепенных ролях, Бейтс оставался на уровне ведущих актеров, занятых в картине. За свою долгую карьеру в кинематографе он создал ряд запоминающихся образов. В их числе знаменитый театральный антрепренер Сергей Дягилев в "Нижинском" (1980, реж. Герберт Росс), военный, потерявший после контузии память в "Возвращении солдата" (1981, реж. Алан Бриджес), бывший советский шпион Гай Берджес в "Англичанине за границей" (1983, реж. Джон Шлезингер), жестокий гангстер Джек Миан в "Отходной молитве" (1987, реж. Майк Ходжес). Верный своим театральным корням, он также сыграл Клавдия в "Гамлете" (1990, реж. Франко Дзеффирелли) и Гаева в "Вишневом саде" (1999, реж. Майкл Какояннис).
Бейтс до конца жизни продолжал активно работать в театре - он по-прежнему сотрудничал с Саймоном Греем и Гарольдом Пинтером, играл в постановках различных театральных коллективов, а в 2002 году вернулся на Бродвей, завоевав премию "Тони" за роль Василия Семеновича Кузовкина в пьесе Тургенева "Нахлебник". Именно напряженная работа в театре, кино и на телевидении помогла пережить ему потерю близких ему людей: в 1990 году от приступа астмы скончался его сын Тристан, а два года спустя ушла из жизни жена Бейтса Виктория Уорд. За заслуги в области театрального искусства актер в 1995 году был произведен в командоры Британской империи, а в 2003 году ему было пожаловано дворянское звание. Одной из последних наиболее ярких и драматических ролей Бейтса в кино стал тщательно скрывающий свое прошлое лицемерный дворецкий Дженнингс в детективной драме Роберта Олтмана "Госфорд Парк" (2001). Незадолго до смерти актер снялся в остросюжетном триллере "Приговор" (2003, реж. Норманн Джуисон) с участием Майкла Кейна. Вскоре сэр Алан Артур Бейтс скончался от рака в Лондоне 27 декабря 2003 года.
© Ozon.ru