Знаменитый продюсер, режиссер, один из создателей британской киноиндустрии сэр Александр Корда родился 16 сентября 1893 года в поселке Пуштатурпашто в Венгрии. Настоящее имя - Шандор Ласло Келлнер. Его отец был управляющим в богатом имени, где прошли детские годы Шандора. После смерти отца он вместе с матерью и братьями перебрался в Будапешт. Еще будучи подростком, начал пробовать свои силы в журналистике, публикуя свои материалы в либеральной газете "Независимая Венгрия". С 1909 года публиковался под псевдонимом Шандор Корда, позднее - как Александр Корда. В 1911 году на несколько месяцев он в качестве собственного корреспондента был откомандирован в Париж, где часто посещал киностудию "Патэ". По возвращении домой Корда в рекордно короткие сроки превратился в ведущего кинокритика, пишущего в различные издания, работал переводчиком титров в фирме "Пиктограф", и вскоре основал собственный киножурнал.
С 1914 года Корда начал снимать собственные фильмы, а три года спустя стал одним из основателей киностудии "Корвин", построенной в окрестностях Будапешта. В этот период Корда активно работал не только как режиссер, но и как продюсер, став одним из влиятельнейших людей в венгерском кинематографе. В 1919 году после прихода к власти коммунистов и провозглашения Венгерской советской республики Корда был назначен членом комитета по кинематографии при новом правительстве и руководил национализацией кинопроизводства. С падением коммунистического правительства и установлением контрреволюционного режима Хорти, Корда был арестован. После короткого заключения, в ноябре того же года, вместе со своей женой, ведущей венгерской актрисой Марией Фаркас (Корда), он был вынужден уехать в Вену. Из Вены он вскоре перебрался в Берлин, где поставил несколько фильмов на киностудии "УФА". Успех драмы "Дюбарри сегодня" (1927) по сценарию драматурга Лайоша Биро позволил ему заключить контракт в Голливуде.
В Америке он заявил о себе, поставив костюмированный псевдоисторический фильм "Частная жизнь Елены Троянской" (1927), в котором главную роль сыграла его жена Мария Корда. Другие фильмы, снятые им в Голливуде широкого успеха не имели, и в 1931 году он вернулся в Европу. После короткого пребывания в Париже, Корда осел в Великобритании. В 1932 году он основал компанию "Лондон филмз", ставшую вскоре крупнейшим кинопредприятием в стране, а три года спустя построил студию в Денгеме. Стремясь повысить уровень кинопроизводства, Корда привлекал к работе молодых талантливых актеров, операторов, художников и сценаристов. Вскоре вокруг него собралась команда, ядром которой стали его братья - художник-постановщик Винсент и продюсер и режиссер Золтан Корда, сценарист Лайош Биро и приехавший из Франции оператор Жорж Периналь.
Первыми британскими картинами Корды стали романтические комедии "Услуги для дам" и "Репетиция свадьбы" (обе - 1932), однако настоящий успех пришел к нему с костюмированной исторической драмой "Частная жизнь Генриха VIII" (1933) с участием актера Чарльза Лаутона. Благодаря небывалой для британского кино масштабности постановки и блестящей актерской игре, фильм стал настоящим событием и был выдвинут на соискание премии "Оскар". Тем не менее, сделанный по тому же рецепту следующий фильм Корды "Частная жизнь Дон-Жуана" (1934), вышел намного слабее и в целом не оправдал возложенных на него ожиданий. Подобная же участь постигла и следующую картину Корды "Рембрандт" (1936), посвященную жизни знаменитого голландского живописца. В то же время он успешно работал как продюсер, приложив руку к созданию таких фильмов как "Человек, который мог творить чудеса" (1936, реж. Лотар Мендес), "Пламя над Англией" (1937, реж. Уильям Ховард), "Маленький погонщик слонов" (1937, реж. Роберт Флаэрти, Золтан Корда), "Четыре пера" (1939, реж. Золтан Корда).
В 1939 году Корда, который к тому времени уже несколько лет как был разведен со своей первой супругой, женился на актрисе Мерл Оберон, которая снималась в фильмах его киностудии. После начала Второй мировой войны, он на протяжении двух лет работал в Соединенных Штатах, где как продюсер участвовал в создании завоевавшего премию "Оскар" фильма-сказки "Багдадский вор" (1941, реж. Майкл Пауэлл, Людвиг Бергер, Тим Уилан), а также снял один из своих лучших фильмов - романтическую мелодраму "Леди Гамильтон" (1941) с участием Вивьен Ли и Лоуренса Оливье. По возвращению в Великобританию, он был удостоен дворянского звания за свой вклад в становление британского кинематографа.
В сороковые годы лидирующее положение Корды в кинопроизводстве пошатнулось под напором и коммерческой хваткой более могущественного конкурента, влиятельного магната Артура Рэнка. Однако он продолжал работать в кинематографе, преимущественно как продюсер, в том числе в ставших классикой мирового экрана картинах "Анна Каренина" (1948, реж. Жюльен Дювивье), "Третий человек" (1949, реж. Кэрол Рид) и "Ричард III" (1955, реж. Лоуренс Оливье). Собственные же позднейшие режиссерские работы Корды - романтическая драма "Совсем чужие" (1945) и экранизация пьесы Оскара Уайлда "Идеальный муж" (1947) прошли практически незамеченными. Александр Корда скончался 23 января 1956 года в Лондоне от сердечного приступа. Несмотря на провал последних фильмов и преследовавшие его коммерческие неудачи, он навсегда вошел в историю мирового кинематографа как один из наиболее выдающихся деятелей кино, который сочетал творческий подход в работе над фильмами с незаурядным талантом организатора.
© Ozon.ru