А вот мост мы не отдадимГермания, апрель 1945 года. Практически всем в Третьем рейхе уже понятно, что это всё. Мир взрослых немцев спасается и выживает как может, осторожно заглядывая в неопределенное послевоенное будущее, желая сейчас только одного — выжить. Однако существует еще другой мир — юношеского рыцарского максимализма, в котором живут семеро 16-летних одноклассников одного провинциального городка. Ребята верят, что слова «Родина» и «Отечество» — это не пустой звук, и если враг у ворот, то именно им — молодым и белокурым — судьба предоставляет шанс отличиться за свою Германию. И когда эта группа по сути еще пацанов получает повестку в гитлерюгенд, никто из них (к ужасу их родителей) даже не думает дезертировать, а смело призываются в ряды армии. И первое задание у этих ребят совпало географически с их постоянным местом проживания — им необходимо оборонять маленький мост, который немецкое командование изначально решило взорвать. Но вчерашним школьникам так никто и не сказал, что отправили их на давно уже списанный объект.
Отличная антивоенная постановка «с той линии фронта», когда немцы еще не пресмыкались перед американцами и не испытывали генетического чувства вины. Да, режиссеру Бернхарду Викки не удалось снять полностью аполитичный фильм, в котором совсем бы отсутствовали идеологические клише. Немецкий генерал здесь будет курить сигары, бегущий эсэсовец в заглохшем мотоцикле орать на своего подчиненного, чтобы тот «выбрасывал шмотки», а американский солдат во время боя кричать, что «они не стреляют в детей». Но это еще не самобичевание и Викки не заглядывает подобострастно к победителям-триумфаторам в рот.
Напротив, зритель полностью становится на сторону немецкой школоты, и ему — зрителю — совершенно понятны все те романтично-патриотические чувства, которые испытывает 16-летнее пушечное мясо перед своей скорой смертью. Собственно, бой за мост занимает только последнюю треть фильма. А до этого режиссер показывает нам живых и ЧЕЛОВЕЧНЫХ пареньков, таких себе активных искателей-идеалистов, живущих пусть и мнимыми, но исключительно светлыми идеалами. У этих ребят туго с чувством самосохранения, и тем не менее, они честнее и светлее взрослых, которые постоянно их пытаются разогнать по домам. Родители их хотят сохранить живыми, побитые немецкие военные видят в них кучку идиотов, не наигравшихся в войнушку во дворе, а американские военные… И вот здесь Бернхард Викки таки включил свою маленькую затаившуюся немецкую месть, потому что бой за мост неожиданно для всех — и в первую очередь для парадно наступавших союзников — оказался НАСТОЯЩИМ боем. И хотя этот фильм в первую очередь антивоенный, в 1959 году, когда еще были живы основные участники той большой войны, уверен, немцам было не стыдно смотреть на своих 16-летних пацанов, которые вели бессмысленный, но исключительно достойный бой за никому ненужный мост.
Белокурые пацаны с района слишком поздно поняли какая же жопа эта война. И, тем не менее, свою маленькую и бесконечно бессмысленную войнушку они все равно выиграли.
7 из 10