Привет из СССРЛичность
Сергея Павловича Королёва в последние годы стала достаточно популярной для экранизаций. Шутка ли, за последние годы о нём (либо с его непосредственным участием, как ключевого персонажа) вышло сразу четыре киноленты. Роль генерального конструктора космических кораблей на себя примерили
Сергей Астахов, Валерий Гришко, Михаил Филиппов и Владимир Ильин. И это при том, что широкому зрителю Сергей Павлович Королёв долгое время представал в кино лишь в одном образе, созданным
Кириллом Лавровым «Укрощение огня». Правда там образ конструктора был скорее собирательный, да и фамилия у персонажа другая. Но мы все прекрасно понимали, кто на самом деле кроется под выдуманной фамилией
Андрея Башкирцева. Ещё бы, засекреченная личность в засекреченной деятельности Государства с кучей секретов. И вот, спустя почти 40 лет к личности Королёва киношники обратились вновь. Да ещё как! Едва ли кто-то из знаменитых личностей эпохи СССР может похвастаться таким количеством экранизаций.
Один
Юрий Кара чего стоит. К столетию великого конструктора он создал свой первый фильм
«Королёв», а спустя всего 7 лет (по киношному времяисчислению срок весьма небольшой) вновь обратился к этой же теме, став и режиссёром-постановщиком и автором сценария, да ещё и продюсером обеих проектов. Видимо, крепко зацепила его личность Сергея Павловича, раз он посчитал, что не всё сказал в первом своём фильме, и создал его продолжение.
Хотя, честно признаться, продолжением картину
«Главный» назвать сложно. Уж больно разножанровые получились работы. И даже непросто поверить, что творцом-создателем этих фильмов стал один и тот же человек. Посудите сами: разные исполнители главных ролей – совершенно разные по фактуре, темпераменту и характерам актёры. По сути, получилось ДВА разных Королёва. На первом фильме 2007 года я останавливаться не буду. Скажу только, что там немалая роль была уделена бесчинствам НКВД в предвоенные годы, а молодой Королёв большую часть фильма томился в застенках.
Фильм «Главный» является чуть ли не антиподом по своему жанру, поскольку
снят в лучших традициях Советского кино о Советском Трудовом человеке. По сути, не игровое кино даже, а очерк. Открытка. Визитка. Набор главных заслуг известной личности.
Человек работает на благо своей страны, добивается успехов, идёт вверх по карьерной лестнице, добивается ещё большего, строит новые планы… вот, собственно и весь сюжет
«Главного» одним предложением. В этом фильме не увидишь слабости человека, не увидишь его сомнений, не увидишь его страхов. Перед нами человек – монумент, человек – глыба, перед напором которого даже Генсеки СССР пасуют.
В
«Главном» перед нами предстают целых три правителя Советского Союза: Сталин, Хрущёв и Брежнев. Со всеми ними Королёв встречается лично. А к Хрущёву чуть ли дверь ногою не открывает. Во всяком случае, Никита Хрущёв явно пасует перед напором великого конструктора. Уж сколько писали и говорили в хрониках о тяжёлых взаимоотношениях Королёва с политическими лидерами Государства. Уж сколько твердили о прессинге со стороны партийного руководства. В
«Главном» ничего этого нет. Тут Королёв действительно главный. Он всякий раз находит достойный ответ на очередной каприз Хрущёва так что тот в итоге соглашается с очередной идеей конструктора и даёт ему зелёный свет. Вот так бы просто всё складывалось на самом деле, как в этом фильме. Это не жизнь была бы, а сказка.
Собственно фактура актёра
Валерия Гришко говорит сама за себя, что перед нами беспрекословный лидер – ГЛАВНЫЙ во всех отношениях.
Эдакий человек, сошедший с социалистического плаката, призывающего добиваться в труде самых высоких показателей. Вот он и добился. Выше уже просто некуда. До самого космоса достал.
Но при всём этом чувство, что ты смотришь фильм снятый во жесточайшей цензуры времён СССР и снятый по гос-заказу, а потому донельзя выхолощенный, не отпускает. Уж
слишком штрих-пунктирным предстаёт перед нами жизненный путь Сергея Павловича Королёва. Он безупречен и неуязвим в каждом кадре. Он, не моргнув глазом, рассказывает даже о катастрофах и неудачах при очередных испытаниях, за которые вполне можно было загреметь под расстрельную статью. Всё это может быть и хорошо в определённой степени, но смотреть на этот оживший плакат на протяжении полутора часов – непросто. Может истинным поклонникам личности Сергея Королёва и доставит некий интерес следить за тем, как он вальяжно ходит то по КБ, то по кабинету Генсека, а то сидит с микрофоном за пультом в ЦУП-е. Но рядовому зрителю такая статичность и однотипность сюжета и главного героя через определённое время наскучит.
К слову, фильм снят с минимальным количеством действий. В нём и натурные съёмки можно перечесть по пальцам. В основном это диалоги в разных интерьерах. А, так называемые, полёты удачные и неудачные перед нами предстают ну о-очень кратко. Если не брать в расчёт ключевые сцены с полётами Юрия Гагарина и Алексея Леонова, то все остальным действиям на космодроме уделяется лишь по одному хроникальному кадру, либо про них вообще упоминается парой слов в очередном разговоре.
С одной стороны понятно, что
Юрий Кара решил впихнуть в полтора часа хронометража весь профессиональный путь Сергея Павловича. А путь-то у него богатый. Есть там много взлётов, но и падений тоже немало.
На падения Юрий Кара решил внимания не обращать вовсе, акцентируясь лишь на успехах. В итоге и получилась агитка из Советских времён. Человек без личной жизни, без слабостей, а лишь безупречно преданный своему делу.
Надо сказать, что и в культовом
«Укрощении огня» прослеживалось что-то подобное. Но даже там
Королёв-Башкирцев выглядел более человечным и многогранным. Плюс потрясающая энергетика
Кирилла Лаврова передаётся через экран даже спустя десятилетия. Поэтому даже кадры научных бесед там не надоедают. И
«Укрощение огня» хочется пересматривать снова и снова.
А вот про
«Главного» такого не скажешь. Выдержал я один раз у экрана и поймал себя на мысли, что возвращаться ещё раз к этому фильму нет ни малейшего желания. Уж больно плоским там вышел и главный герой и весь сюжет в целом.
Не удивительно поэтому, что широкого проката у
«Главного» не было. Цифры на «кинопоиске» говорят сами за себя. Зрителей всего 565 (!) человек. Показы прошли всего в 4 кинотеатрах. Ну, естественно и прибыль от проката получилась микроскопической: 33 тыс. руб.
Вполне возможно, что фильм этот действительно был снят по конкретному заказу. И демонстрируется сегодня он где-нибудь в профильных КБ, да в центрах подготовки космонавтов, чтобы окунуть их в основные вехи развития Отечественной космонавтики и заодно показать безупречный лик Генерального Конструктора.
Но почему-то мне кажется, что даже молодым космонавтам больше удовольствия доставит просмотр «Укрощения огня». Но спорить не буду. Вкусы у всех разные.