«Но победить его можно только немного любя его» Как я сейчас жалею, что на нашем телевидении как в 90-х, так и сейчас нет обычного для Запада рейтинга фильмов и предупреждений о возрастных ограничениях. Так как для меня этот замечательный фильм был синонимом животного ужаса на протяжении 17 лет. Посмотрев
«Обратную тягу» в 6 лет, я до 13 боялась брать в руки спички, при виде огня просто визжала от ужаса, а лишь одни воспоминания о фильме заставляли вжиматься в стены. Поэтому даже в сознательном возрасте я не могла заставить себя посмотреть это произведение
Рона Ховарда. Детские страхи, как говорится, — самые сильные.
Но, из всего выше перечисленного можно сделать ещё один вывод — насколько хорошим и реалистичным получился фильм, если настолько сильно врезался в сознание и подсознание. И в этой реалистичности есть заслуга каждого участника процесса.
Игра двух главных героев заставляет постоянно менять свое мнение о них. Ты их то любишь, то терпеть не можешь, а иногда абсолютно не понимаешь их поступки.
Курт Рассел (Стивен МакКеффри / Денис МакКефри) и
Уильям Болдуин (Брайан МакКеффри) просто потрясающе справились с ролями двух братьев, которые и любят, и ненавидят друг друга одновременно. Герой Рассела — человек, разрывающийся между работой, которая у него в крови, без которой жизнь теряет смысл, и семьёй, которую он тоже горячо любит и которую уже потерял. Но вот сейчас, на данном этапе его жизни, который показан в фильме, что-то разладилось и на работе. Возможно, всё дело в приходе в его команду младшего брата, воплощённого на экране Уильямом Болдуином, который в детском возрасте увидел гибель отца при исполнении и теперь не может преодолеть страх перед огнём, понимая тем временем, что его призвание — идти по стопам отца и брата.
Режиссёру отлично удалось показать этот конфликт между братьями, а актёры всё чудесно воплотили. Старший боится потерять единственного брата и делает всё, чтобы уберечь его, но действует, скажем прямо, очень странно — всячески пытается выжить младшего из пожарных. А младший то и дело злится и нападает на брата, обвиняя того во всех смертных грехах. Поэтому очень болезненно и печально наблюдать те моменты, когда оба показывают свои реальные чувства. Они готовы отдать друг за друга жизнь, но никогда об этом друг другу не скажут.
Режиссёр и сценарист хорошо передали изменения, происходящие в героях. Ведь, согласитесь, любое художественное произведение теряет свой смысл, если зритель или читатель в какой-то момент понимает, что ничего-то с героями не происходит, что они стоят на месте, когда вокруг них бушуют события. Поэтому грамотное отношение с персонажами в этом фильме лично для меня является жирным плюсом.
Рассуждая о развитии героев, невозможно не высказаться на тему персонажей
Роберта де Ниро и
Дональда Сазерленда. Потому что образы, воплощённые ими на экране, и являются теми основными катализаторами изменений, произошедших с Брайном МакКеффри. Эти два героя неразрывно связаны между собой, один поджигает, другой ловит. Один чуть не погиб в своём же пламени, а другой спасает его, потому что это его долг. И слова героя де Ниро о том, что победить огонь можно только немного любя его, показывают, насколько он близок к пониманию героя Сазерленда. Они оба заставляют Брайна взглянуть на огонь другими глазами. Не ненавидеть его как брат, а впустить в себя некое любование силой этого живого и опасного создания.
И вот тут мы подошли к ещё одному главному герою все этой истории — к Огню. Я просто стоя аплодирую постановщику спецэффектов и оператору. Сейчас, уже умерив свой животный страх, я весь фильм любовалась этим действительно живым существом, действующим по своим законам. Он ужасает и притягивает, заставляя понимать, почему эти смелые люди выбрали такую опасную профессию. Просто великолепно поставлены сцены с пламенем, с тем, как оно, повинуясь своей животной сущности, играет с людьми, загоняет их в угол, дразнит, пугает и завораживает. Все эти «вдохи-выдохи», когда огонь сначала отступает, а потом, набравшись сил, сметает всё на своём пути, заставляют замирать от ужаса и восхищения.
И ещё, наверное уже в заключении, хочется отметить вот что. Каждый раз, пересматривая фильмы 80-х, 90-х, я понимаю, что мы потеряли что-то очень важное с приходом третьего тысячелетия. Потому что в каждом кадре этого фильма, который я в данном случае беру за пример, есть душа, есть любовь создателей к своему творению, и есть желание поделиться со зрителем частичкой своих мыслей и мечтаний. Если любить, то любить наотмашь. Если жить, то жить на всю катушку. А эта чудесная любовная сцена, перемежающаяся кадрами очередного вызова… Ведь в ней нет ни грамма пошлости, она пропитана чувственностью, красотой и чем-то до боли романтичным, что мы, как мне кажется, уже потеряли в современном кинематографе.
В погоне за кассовыми сборами кинокомпании потеряли самое важное — чувство реальности и душу.
Поэтому, я настоятельно советую всем обязательно посмотреть этот замечательный фильм о пожарных. Здесь можно без натяжки сопереживать всем героям.
10 из 10
За детство без игр с огнём и за чудесный дух фильма, заставляющий ещё больше уважать людей такой опасной профессии.
Оригинал