Возрожденческая этика и дух капитализмаВ 1527 году войска Священной Римской империи взяли штурмом и разграбили Рим. В обороне города участвовал Бенвенуто Челлини. Во время этих событий погибли и пропали без вести известные в то время римские художники и музыканты. Такова историческая основа сюжета.
Бывает, когда режиссура — профессиональна, но посредственна, костюмы и декорации — экономичны, актёрский ансамбль очень неровный по уровню игры, сценарий шероховат, а вот фильм в целом срабатывает.
«Золото» — фильм-притча о том, как эпоха Возрождения сменяется Новым временем. Деньги вытесняют ценности культуры (и в этом смысле фильм актуален и для наших дней)
Образы немецких наёмников-протестантов, для которых золото — это цель и смысл жизни (для них это не просто богатство, а знак благоволения Бога), воплощают в себе Веберовскую этику и дух капитализма.
«Золото» вытягивают на себе актёры. Александр Абдулов и Всеволод Ларионов мучительно-ярко играют свои роли немцев-ландскнехтов. Одна из лучших поздних ролей Франко Неро (художник Габриэлле). Появление Иннокентия Смоктуновского в эпизодической роли Дона Диего, посла императора к Папе — это небольшой фильм в фильме.
«Золото» — достаточно мрачная, но достойная картина.
Если перед просмотром вы освежите в памяти живопись эпохи Возрождения (обратите внимание на портреты Римского папы Климента VII и других участников исторических событий 1527 года) и почитаете главу «Обратная сторона титанизма» из «Эстетики Возрождения» А. Ф. Лосева, то картина станет вам более понятной, и вы по достоинству оцените этот фильм.