Желание жить.Растлевающая власть денег основная подоплёка этого детектива. Нравственность теряет свои позиции, личность вязнет в непроходимой топи. Один, имея материальное благополучие успешен и самодостаточен, другой деградирует как личность. В чём причина? В соответствии с советской моралью — если деньги заработаны честно, а именно таков писатель Павел Ветров, они лишь средство для жизни. В противном случае, разъедающая внутренности ржа, коросты болезни. Именно таковы Евгений Шутин, художник, погрузившийся в скупку-перепродажу «бабушкиных» икон и Олег Перов, когда то успешный спортсмен чьё имя гремело под сводами стадионов, а ныне пайщик теневой артели. Оба они деляги, прожигающие жизнь, в «гонке за металлом» идущие к своему близкому финишу.
Конечно же, принципиальность Павла это, к гадалке не ходи, членство в рядах КПСС и красный партийный билет, который по аналогии, —
Я достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза…
Отчасти это подтверждается высказываниями о его заседаниях на художественных советах, успешности на литературном поприще — только вышел из печати двух томный сборник… Кто он? Элита Страны. Рупор Времени. Знаменосец Поколения. Идеология в человеческом облике. Воплощённая. Он правдоруб. И именно осознавая всё это, с некоторой опаской поглядывает на него друг детства: не перечит ему на просьбу вернуть картину Шагала тётушке, советует помириться «иначе растопчет» персонажу А. Збруева — и в словах резонная опытность, молча сносит «пощёчины» на укоры обывательщины, терпит «присвоение» папки с личным делом.
Добротный детектив и великолепием актёров. Хороша семейная пара Л. Удовиченко — А. Збруев. Тряпичная обывательщина в гнезде с коньячно-водочным переливом под чёрную икру. Ей шмотки, ему машины. Вот и всё счастье. Иметь — кредо существования. Неприглядные люди. Едва ли не падшие.
Более высокий полёт у Е. Шутина — «успех, женщины и он сам его всегда волновали более всего», — именно так характеризует этого мачо один из знакомых. Другой вспоминает, — «ах, как он читал Блока». Он «золотой мальчик», наверняка отпрыск номенклатурных бонз чиновничества, вскормлённый на серебре и злате. Ныне в любовницах у него Инна Петровна, надолго ли? Вряд ли. Этот мотылёк порхает с женщины на женщину и к сорока годам не оставил своей донжуановской практики. Постоянство претит. Слишком свободолюбив. Любит себя. Очень любит.
Совершенное убийство вводит в сюжет инспектора уголовного розыска. Лев Прыгунов расцвечивает игрой канву распутывания этого драматичного клубка. Здесь и размышления в сопоставлении фактов, и отработка версий, и психологизм преступника — всё спорится в умелых руках молодого Пинкертона. Действует, как учили. Не отходя от юридических канонов.
Что-то ты полнеть начал, Николай…, — беззлобно, по-отечески поддевает Гурова подполковник в исполнении Владимира Самойлова, — ну, да с Вами пополнеешь, — парирует следователь, и погружается в дебри найди-отгадай. Приятные человеческие «трели» слышит зритель. Нет надуманности. Есть чувство приятия.
И именно этим дышит фильм. Где то с перегибами, но вполне реалистично для своего времени. Желание жить. Жить хорошо. Каждый делает свой выбор. И сейчас, смотреть на это особенно интересно.
7 из 10