Нападение — лучший вид защитыВладимир Александрович Чеботарёв человек, безусловно, талантливый, но детектив, на мой взгляд, — не его жанр. Военные ("Батальоны просят огня» (1985)) и приключенческие ("Человек-амфибия» (1961)) ему удаются гораздо лучше. Фильм сделан достаточно добротно, и зелёного цвета рецензии вполне заслуживает, но — с небольшой натяжкой, потому что получился он недостаточно выразительным, даже отчасти — блёклым. Снят по одноимённой повести Николая Ивановича Леонова из цикла произведений о сыщике Льве Гурове. Только в повести главный персонаж — Лев Иванович, а в фильме его зачем-то переименовали в Николая Ивановича (может, писатель сам настоял на «тёзке»?). Актёрский состав, без преувеличения — звёздный. К актёрам вообще претензий нет: каждый из них на своём месте, и каждый воспринимается согласно «назначенной» роли.
Владимир Самойлов, Всеволод Ларионов, Юрий Саранцев буквально «вросли» в милицейскую форму, поэтому играли легко и непринуждённо. Распределение ролей между четырьмя главными героями тоже — лучше не придумаешь. Роль следователя Гурова могла достаться только Льву Прыгунову (иного и представить невозможно после его ролей в «Сердце Бонивура» (1969) и «Как закалялась сталь» (1973)). Игорь Охлупин нашёл для писателя Павла Владимировича Ветрова наиболее подходящие черты — далеко не мечтательная задумчивость, постоянные внутренние терзания, навязчивая идея всем давать советы и «учить жить», ничуть не задумываясь: нуждаются ли в его советах вообще. Вот только трудно учить тех, кто успел прожить много лет, при этом, сумев хлебнуть «сладкой жизни». Именно таков друг детства писателя — художник Евгений Александрович Шутов.
Сыграл его Михаил Волков просто отлично — особенно в финале. Последняя ключевая фигура — бывший спортсмен, а ныне по его собственному признанию: «Я один, что ли ворую?!» — Олег Перов. Его жизненное кредо простое: «Ты хочешь, чтобы я жил на 120 рэ в месяц?!» Для Александра Сбруева отрицательные роли не типичны, но актёр он от Бога, поэтому его Олег Перов — личность малоприятная, но сыгран отлично. Женских персонажей мало, да и времени им отводилось в фильме совсем немного. Однако и им удалось увлечь зрителя игрой: Лариса Удовиченко, Любовь Полищук, Софья Пилявская. Оказывается, так тоже бывает: все артисты сыграли очень хорошо, а фильм в целом едва-едва сумел «переползти» планку «неплохо». Но ведь «неплохо» — это почти «хорошо»…