Очередной перестроечный фильм про дедовщину. Оставляет после себя двоякое впечатление, ибо многовато в нём противоречий.
Реализм неуклюже пытается ужиться с символизмом, тут образы распада (заброшенная ракетная шахта, площадка по разборке некогда могучих танков) соседствуют с мелкими бытовыми подробностями (долгие планы стрижек, кормежёк и прочей рутины) и это бы хорошо сыграло, если бы по сюжету эти два плана периодически не сталкивались.
Вот на кой чёрт несгибаемому рядовому убегать от преследователей на машине по дороге? Вокруг же лес. Зачем прятаться за деревом, которое находится ЗА мишенями импровизированного тира? Сюрреализм моментально рассеивается, когда персонажи начинают вести себя, как идиоты.
Аналогичная проблема и с расизмом, который воткнули в фильм настолько грубо и топорно, насколько это возможно. В моменты проявления расизма «великоросами» назидательный тон режиссёра и деление на «хороших» и «плохих» становится настолько отчётливо, что картина выглядит откровенной халтурой. Всё-таки для подобных фильмов такие заигрывания с чёткой моралью фатальны.
Вот и получается, что Караулу, вышедшему в то же время, Кислородный голод проигрывает почти во всём. Там и реализму накрутили как могли с демонстрацией быта, и сюрреализму на финал не пожалели или не побоялись.