В это, конечно, трудно поверить русскому зрителю, но «Ваша ненависть» была одним из самых ожидаемых фильмов для американцев в 2018-м. Пресса захлебывалась в ожидании, да и в настоящий момент на известном агрегаторе рецензий
Rotten Tomatoes рейтинг ленты зашкаливает: аж 97% свежести. Увы, для зрителя по ту сторону океана, которому далеки проблемы афроамериканцев, проект может показаться скучным: конфликты в фильме колеблются от надуманных до неудачных. Наверняка, за этим всем прячется достойное политическое (или общественно-культурное) высказывание: девочка-подросток, пытающаяся вырулить на правильный путь в вопросах расы и социального класса, ну, похожа на какое-то моральное зерно в картине. Но, полагаю, даже для особо искушенного зрителя в США такие сложности расовых предубеждений больше похожи на дидактизм и навязчивость, а для среднего россиянина «Ваша ненависть» рискует стать очередной байкой о «страдающих неграх».
Итак, 16-летняя девушка Старр Картер живёт в экономически неблагоприятной части города, иначе говоря – в гетто. Учится она, однако, в более богатом районе в приличной школе. Таким образом, она вынуждена существовать как две версии себя: одна для дома, где батя толкает речи о предубеждении к чёрным, а другая для школы, в которой всё более радужно. Строго говоря, конфликт здесь рожден у герои с самой собой: Старр пытается решить, какая из личин подходит ей больше – для мира белых или для мира черных. Достаточно сложная история, открывающая простор для интерпретаций, становится ещё сильнее запутанной, когда Старр становится свидетелем, как её друга детства убивает белый полицейский.
Именно последнее сюжетное ухищрение сыграло с фильмом злую шутку. Из-за него «Ваша ненависть» становится манипулятивным и кажущимся более значительным, чем проект, возможно, является на самом деле. Основная сюжетная предпосылка отсылает к смерти Майкла Брауна и беспорядкам в Фергюсоне. Также, как и вполне существовавший Майкл Браун, экранный герой подвергается порицанию от других персонажей причем постфактум - после смерти. Связь жертвы из фильма с торговцем наркотиками, ну, только подчеркивает провокативный характер повествования. В совокупности с личностными проблемами чернокожей девушки этот подсюжет делает из «Вашей ненависти», можно сказать, аж два отдельных фильма, которые слабо связаны между собой, хотя протагонист здесь один. Старр сталкивается с давлением внутри семьи, однако постоянные прерывания на разборки между персонажами и процедурному следованию за судьбой главной героини, разрушает близость между зрителем и этой девушкой, что просто сводит на нет драму и резонанс.
Увы, назвать «Вашу ненависть» реалистичной также не поворачивается язык. Создатели слишком осторожничали с демонстрациями жизни бедных черных кварталов. Это шаг назад в социально-актуальном кино на эту тему, не говоря уже об отсутствии закадрового комментария при таком подходе. Вплести в сценарий подобное также не удалось. В бледной аксиоме «бывают плохие люди с разным цветом кожи» не найдется места ни объяснению поступков героев, ни раскрытию напряженности внутри одной расы (вроде того, что родной дядя Старр – полицейский, который мечется между профессиональной солидарностью и семейным/расовым вопросом).
Возможно, что актерское мастерство Амандлы Стенберг и поддерживающий её состав занимают видное место в этой истории о расе, расизме и политическом активизме. В остальном же сценарий точно не оправдывает ожиданий: для взрослых зрителей «Ваша ненависть» является слишком несерьезным и занудным, а подростки из России, ну, будут, вероятно, культурно отдалены от проблем своих заокеанских ровесников. В картине есть что обсудить и, может быть, что поднимаемые в «Вашей ненависти» темы действительно актуальны, однако, кажется, что сами американцы преувеличивают свои же проблемы: беспокойство насчет институализации расизма, выраженное в формате молодежного кинофильма, не особо вдохновляющее даже для зрителей из «страны победившей демократии».
5 из 10