Тупаковый периодНе знаю, как вы, а я давно заметил в какой-то степени закономерный феномен: кино, придуманное на уровне идеи, сценария и режиссуры одним и тем же человеком, гораздо многограннее, совершеннее в своей совокупности. Если человек знает, что он хочет сказать, какими метафорами и главное — зачем, он вкладывает в своё творчество нечто большее, чем старание. Пусть таких проектов немного у господ вроде Вонди Куртис-Холла, зато они стоят внимания. Но это преамбула.
Фильм «В тупике» о многом и ни о чём. О наркотиках? И да, и нет. О несовершенстве системы? Может, да, а может, нет. В основе сюжета история троих, не то чтобы раздолбаев, но и не банковских клерков. Низшая прослойка американского общества. Один чёрный, с подружкой, другой белый. Наркоманы. Живут вместе. Эдакие битники эпохи постмодерна. Чёрный (Спун — Тупак Шакур) занимается сексом с девушкой (Тэнди Ньютон) при Стретче (Тим Рот), Кукки (девушка) даже предлагает ему присоединиться, они писают в один унитаз — не то, чтобы они не стеснялись друг друга, просто для них нет стереотипов приличия, законов, кроме тех, что диктует жизнь. Их не заботит здоровье, чистота, репутация…
Начинается всё с новогоднего вечера, в который малышка Кукки с первой же попытки ширнуться впадает в кому от передозировки. Сначала не едет скорая, потом не останавливается такси, затем ещё регистратура отказывается звать врача — Кукки могла бы умереть. Но она борется.
Задумавшись над ситуацией, Спун и Стретч решают «соскочить». В реабилитационном центре их не принимают без карточек, за карточкой посылают не туда, там снова не то — и так далее. Вот и получается, что благородная цель завязать с наркотиками упирается в стену бюрократии и безразличия. От добра добра не ищут.
Мало того, герои нарываются на упёртых наркоторговцев, которые за каким-то дьяволом пытаются их убить за 50 грамм порошка. Наверно, больше из принципа. Полиция разыскивает Спуна и Стретча за убийство наркоторговца, у которого они и украли пакетик героина. Становится всё меньше надежды на хэппи-энд… но он всё-таки будет. Конечно, герои ранены, Кукки решает, что её бросили, врачи всё так же безразличны к пациентам и наркотики всё так же необходимы. Только теперь персонажи
рады тому, что есть. И они осуществляют мечту, «немного занявшись поэзией».
По ходу пьесы мы находим все подводные камни. Герой Тима Рота, безразлично плывущий по течению, вич-инфицирован. Поэтому он не присоединяется. Он не боится дула, приставленного к его переносице, и называет ниггерами всех афроамериканцев своего круга. «Да он же себя чёрным считает», — оправдывает его Спун. Герой 2РАСа, рассудительный и ответственный наркоман, рассказывает чуть ли не биографию самого Шакура. Очень символична импровизация Тупака в самой коцовке «Live is a traffic jam». Психология персонажей не мечится из крайности в крайность, что очень радует.
Если основная цель искусства — заставить задуматься, то этот фильм — искусство. Режиссура не страдает, монтаж тоже хорош, игра актёров просто безупречна! Но не ждите триллера и эффектных драк: максимум — это стрельба по машинам, да и та безмозглая. Конечно, сценарий явно перенасыщен событиями, но это чувствуется лишь на стадии осмысления увиденного. А ещё это последняя роль в кино Тупака Амару Шакура.
PS: R.I.P. 2PAC
9 из 10