Каждый под подозрениемЗа свою продолжительную карьеру писательницы, выдающаяся британка Агата Кристи написала немало интригующих детективных романов и придумала целую команду следователей, берущихся исключительно за самые сложные, невыполнимые задачи. Благодаря неугомонной фантазии Кристи мы узнали, кто такая мисс Марпл, и почему к ней то и дело обращаются полицейские и рядовые люди, пребывающие в смятении из-за нераскрытых преступлений. Свое место под лучами славы занял и мистер Паркер Пайн, владеющий собственным агентством, прозорливым умом и умением располагать к себе собеседника. Однако один персонаж из пантеона Агаты Кристи занимает особый статус. Его имя звучит, как Эркюль Пуаро, повадки кажутся несколько странными и смешными, а манера расследования противоправных действий не сравнима ни с чем. Первое появление мсье Пуаро на страницах романа Агаты Кристи произошло в 1920 году, когда сыщик взялся за «Таинственное происшествие в Стайлз», после чего он стал регулярным гостем в последующих творениях писательницы. Сама же Агата Кристи несмотря на создание иных героев, из раза в раз возвращалась к Пуаро, ведь он стал светочем зарождения ее успешной карьеры, а 1 января 1934 года невероятный бельгиец взялся за свое самое известное расследование, описанное в интригующем и запутанном «Восточном экспрессе», который многие читатели вполне справедливо считают эталоном жанра.
В «Восточном экспрессе» Кристи подвела промежуточные итоги творчества, заключив в романе все свои самые излюбленные приемы, включая длительные, но не бестолковые разговоры, внимание к самым несущественным мелочам и раскрытие ярчайших характеров, каждый из которых несет в себе нечто особенное, способное повлиять на всю суть повествования. Попытки некоторых профессиональных критиков извалять «Восточный экспресс» в грязи выглядели ничем иным, как работой над собственной репутацией посредством ажиотажа вокруг творчества Кристи, а потому истинная художественная ценность романа не вызывает никаких сомнений. Стоит лишь открыть первую страницу и погрузиться в этот дивный мир скандалов, интриг и расследований, поведанный элегантным языком и стилем, у которого нет сравнений. Неудивительно, что множество книг Агаты Кристи рано или поздно перенеслись на экраны, и «Восточный экспресс» не стал исключением. Его экранизации поклонники ждали предельно долго, однако она все-таки случилась в 1974 году стараниями Сидни Люмета, одного из самых плодотворных и уважаемых режиссеров послевоенной Америки. Несмотря на свою критическую занятость в сразу нескольких проектах, Люмет сделал все необходимое, чтобы наследие Агаты Кристи в его руках превратилось в незабвенное зрелище, украшение больших экранов и должный реверанс в сторону творчества самой известной писательницы детективов в истории.
Итак, сюжет «Убийства в „Восточном экспрессе“» переносит нас в Стамбул, где волею судьбы оказался всемирно известный детектив Эркюль Пуаро (Альберт Финни). Однако задерживаться на территории Турции сыщику не суждено, так как ему необходимо в кратчайшие сроки попасть в Великобританию по одному чрезмерно важному делу. Пытаясь попасть на первый подходящий для путешествия поезд, Пуаро сталкивается с неожиданными проблемами. Практически все места заняты, а те возможности, которые ему открываются, совершенно не к лицу для благородного джентльмена. И тем не менее старый друг детектива, начальник «Восточного экспресса» сеньор Бьянки (Мартин Болсам) помогает Пуаро попасть в свой состав без лишних вопросов. Обрадовавшись внезапно открытой возможности, сыщик принимает приглашение, но совершенно не догадывается, что ему совсем скоро придется взяться за раскрытие наиболее таинственного убийства в карьере. остановившись из-за снежных заносов где-то на территории Югославии, «Восточный экспресс» стал молчаливым свидетелем убийства одного из важных пассажиров. Улик на месте преступления критически мало, купе с жертвой заперто изнутри, под подозрением может оказаться каждый. Таким образом, Пуаро приходится в кратчайшие сроки разобраться с происходящим и еще раз подтвердить свой высокий статус, что на этот раз будет невероятно сложно.
Сидни Люмет приступил к съемкам «Убийства в „Восточном экспрессе“» с небывалом энтузиазмом. И это при том, что начиная с середины 50-х годов он буквально не покидает съемочные площадки, выпуская по одному, а то и более фильмов в год с неизменным художественным качеством. Не имея привычки работать в половину силы, Люмет питал особое уважение к творчеству Агаты Кристи и понимал, что ее романы вдохновляют, интригуют и развлекают читателей из самых разных стран на протяжении пятидесяти лет, и было бы нечестно разбить их ожидания стандартной, но все же посредственной экранизацией, схожей с товаром, выпущенным из-под конвейера. Понимая всю ответственность, возложенную на его плечи, режиссер пригласил в картину исключительно известных исполнителей, неоднократно доказавших свою профессиональную пригодность. В кадре сложно заметить случайные лица, каждый герой фильма воплощен примечательной личностью, благодаря чему зритель будет заинтересован происходящим от начала и до конца. Но несмотря на то, что количество знаменитостей переходит все рамки, никто из этого звездного актерского состава не пытается перетянуть на себя лишнее внимание. Сидни Люмет сумел добиться отлаженной работы своего оркестра, вовремя вмешиваясь в ситуацию и никогда не стесняясь ограничить чей-то чрезмерный пыл.
Наблюдая за развитием детективной истории «Восточного экспресса», мы встретим Шона Коннери, Майкла Йорка, Ванессу Редгрейв и многих других примечательных личностей. Однако главным действующим лицом картины выступает все-таки Альберт Финни, сумевший невероятно органично вписаться в образ Эркюля Пуаро. Актер был обязан изучить классические каноны Агаты Кристи и на их основе воссоздал неподражаемый характер Пуаро, запутывающий мысли потенциальных преступников, чтобы заставить их расслабиться, стать беспечными, а затем допустить небольшую, но основополагающую ошибку. Финни нарочно кажется въедливым, немного странным и назойливым. Но мы видим, что его поведение во многом помогает сыщику распутывать преступления, периодически заходящие в непроходимый тупик. Что же касается его внешнего облика, то он вполне презентабелен и традиционен. И во многом именно Альберт Финни стал ассоциироваться у миллионов зрителей с Пуаро, конкурируя даже с самим Дэвидом Суше.
В итоге хочу сказать, что «Убийство в „Восточном экспрессе“», это интригующая и стильная постановка, произрастающая непосредственно из романа Агаты Кристи. Режиссер Сидни Люмет вновь доказал, что среди коллег он один из лучших, и сомневаться в этом совершенно не приходится. приятного и вдумчивого вам просмотра!
9 из 10