Только два этических вопроса…Что важнее — жизнь и здоровье нищего бродяги, преступника, нарушившего закон или жизнь полицейского, примерного семьянина, этот закон защищающего?
Что важнее — жизнь нескольких десятков никому не нужных бомжей, физически здоровых, но абсолютно никчемных, которые не могут принести пользу обществу или здоровье и полноценная жизнь миллионов людей по всему миру, оставшихся инвалидами?
Ответив на первый вопрос, казалось что очевиден ответ и на второй… Однако для молодого врача Гая Лютена, героя Хью Гранта, все было не так просто. Фильм
«Крайние меры» оглушает зрителя уже на первых минутах, задает первый вопрос, ставя перед дилеммой или — или… Нелегкий выбор, однако для молодого врача в ситуации, когда для спасения жизни важна каждая минута действовать и решать нужно быстро, буквально за секунды. А Гай Лютен привык принимать важные решения мгновенно, реанимация — не то место, где можно долго распускать сопли и тяготиться моральными запретами, когда у тебя за спиной уже очередь стоит потенциальных мертвецов, и это и женщины и дети, которых тоже нужно спасать. И так выбор сделан, характер героя (приблизительно) очерчен, а вопросов становится больше и больше… По их количеству и смысловой нагрузке данный фильм сравним разве что с философским трактатом, только ответы каждый находит для себя сам.
Фильм интересен многими своими аспектами, и отличной актерской игрой (все на высоте, Джин Хэкман неподражаем, Хью Грант оказывается нехилый драматический актер, даже Сара Джессика Паркер оставила приятные воспоминания), и отличным сюжетом, не дающим расслабиться ни на секунду, и музыкой, не навязчивой и дающей возможностью насладиться фильмом. Но главное — это вопросы и обязанность сделать ВЫБОР, порой сложнейший, просто невозможный, но необходимый… Фильм заставляет тебя переживать вместе с героем, оголяет самые низменные чувства в душе зрителя, извлекает такие мысли и решения, которые казалось бы ты никогда не смогли даже появиться в вашей голове. И становится стыдно и страшно, потому что понимаешь — душой и умом ты на стороне доктора Майрика, а мораль… Мораль и сострадание придумали здоровые люди. Когда ты болен и никогда не сможешь даже пальцем пошевелить, отдашь все угодно, лишь бы все исправить. Это испытал на себе и доктор Лютен, отчего его выбор заслуживает еще большего уважения. Ибо мы знали Гая-врача, преданного своей профессии, стремящегося спасать людей, а не зарабатывать деньги, не побоявшегося пойти наперекор не просто начальству — всему медицинскому сообществу. И нам открывается его новая ипостась — Гай-человек, человек во всех смыслах этого слова, страдающий, сомневающийся, живой… Как мы. И выше нас, так как он смог пройти до конца и остаться собой. И наконец, в конце фильма, лично я для себя увидела еще одну метаморфозу героя Хью Гранта — одну из многочисленных, но не менее важных. Гай-ученый в поисках истины, держащий в руках «ящик пандоры», многолетние исследования, стоящие жизни десяткам людей и являющие собой надежду миллионов — ну разве не соблазнительно? И Гай Лютен опять перед выбором, опять дилемма. Сможет ли он достойно продолжить работу, не жертвуя человеческими жизнями или также как и герой Хэкмана, устанет биться о стену бюрократии и человеческого невежества и забудет клятву Гиппократа и свои юношеские идеалы?
Итого, мощнейший фильм, заставит серьезно задуматься вас о том, о чем думать и уж тем более говорить в наш век толерантности и равнодушия просто не принято. И именно поэтому он столь провокационен, хотя фильмов с подобной тематикой много, а вот способных вытрясти из тебя всю душу единицы…
Поэтому, 10 из 10.