О греке, который всегда танцевал…С первых капель дождя. С первой наглости надоедливого Зорбы. С первой секунды фильма со дна души поднимается страх давно подавленных животных инстинктов. Хорошо или плохо?
-Возьми меня с собой.
-Почему?
-Неужели нельзя сделать что-нибудь просто так? Не спрашивая почему?
Странный грек, который словно стелется перед иностранцем ради того, чтобы получить работу. Есть ли у него гордость? Оказывается есть. Для того, чтобы человек казался гордым и несгибаемым, необходимо одно
но, через которое он никогда, ни при каких условиях не переступит. Так и старик Зорба, который выполнит для вас любую работу, никогда не откажется от своей свободы.
Ты слишком много думаешь, вот в чем твоя вина. Образованные люди все взвешивают.
В чем прелесть образования? Оно дает осознанный выбор. Но одновременно погружает в отчаяние, доказывая что выбора нет. На самом деле есть лишь крайности:
Зорба — едешь со мной, или Зорба, ты мне не нужен.
Неужели вся жизнь сводится к упрощению, а мнимый выбор сводится к двум пунктам — смирение или дикость?
-Почему молодые умирают? Почему люди вообще умирают? Какая же польза от твоих чертовых книг, если они не дают ответа? О чем в них говорится?
-В них говорится об агонии человека, который не может ответить на этот вопрос.
-Я плюю на агонию.
Фильм «Грек Зорба» такими мелкими деталями как сигареты, плач ребенка, стадо овец, на которые вдруг фокусируется камера с диалогов главных героев, завораживает зрителя как змея, медленно поднимающая голову. О чем он? О любви к жизни? О греках? Об ожидании смерти?
-Полагаю мы найдем где остановиться.
-Конечно. Ты что, никогда не слышал о гостеприимстве греков?
Гостеприимство — несомненно положительное качество той толпы, которую мы видим. Но как толпа может быть гостеприимной? Звери не ходят друг к другу в гости, не останавливаются в гостиницах. Они вообще привыкли надеяться лишь на себя. И те милые люди, с которыми вы только недавно выпили чашечку чая или пропустили пару-тройку стаканчиков рома, в толпе перестают быть людьми.
Неужели?
Веселые греки исполняют греческие танцы под веселую греческую музыку. Что еще нужно для счастья?
Радоваться мелочам — любить жизнь, какая она есть, находить веселье в каждодневных трудах и невзгодах, восхищаться дельфинами, любоваться красавицами-гречанками, слушать беззаботные крики босоногих греческих детей. По сравнению с «Греком Зорбой» «Моя большая греческая свадьба» выглядит хромой пародией американцев.
Бог, который еще тот дьявол, дает тебе в руки Рай.
По контрасту с беззаботностью и танцем на костях жизни, предстает героиня Ирен Папас, Вдова. Молодая, красивая, дикая и неукротимая. Ее не сможет приручить ни пылкая любовь, ни голая страсть, ни большой кошелек. Ее взгляд, обращенный к Бэзилу, показывает жажду уважения. До встречи с ним она была похожа на тигрицу, только не рычала для сходства. А в сцене, где галантный англичанин подает дикарке зонт, ее глаза вдруг вспыхивают. Ирен Папас удалось так ярко передать эмоции героини, что секундный эпизод притягивает и западает в душу как вершина актерского мастерства.
Встречи, которые ведут в никуда. Взгляды которые так и остаются взглядами.
Я должен торопиться, ведь смерть приходит так скоро.
Фильм о том, как надо танцевать до потери дыхания, танцевать на обломках любви, на радость жизни и на зло смерти. Когда весело и когда больно. Когда пусто на душе и когда эмоции выливаются через край. Тогда первобытная жажда веселья вызывает уважение:
-Я не хочу неприятностей
-Жизнь — вообще одни неприятности. Жить значит искать неприятности.
Или неприкрытая логика:
Лес принадлежит монастырю, монастырь пронадлежит Богу, а Бог принадлежит всем.
Плевать в лицо условностям — тоже завораживающая черта, которая восхищает в Зорбе. Пока он все делает «как надо», ему все равно, каковы правила вокруг. Он изобретет новые при необходимости. А не получится — пошлет всех подальше и рассмеется в лицо дуракам, даже если дурак — он сам.
Все так непринужденно и ярко. Но Грек Зорба еще и о менее приятных материях. О том как далеко можно зайти, подчиняясь животной стороне натуры. О том, как толпа готова закидать камнями, затоптать тех, кто непохож на нее и пугает своей непохожестью. О том, как падальщики слетаются, почуяв добычу. Как обезумевшие от жажды наживы люди, если можно их так назвать, слетаются на труп словно огромные жужжащие мухи. Это пугающе отвратительно. Это глубина падения человека. Но такова жизнь, и страшнее всего то, что никто этому не удивляется.
Вот только к чему пессимизм? Мы же боимся, что и в нас, таких образованных, начитанных, когда-нибудь проснется животное. Да и нагружаем себя академическими знаниями в страхе, что можем приблизить конец. А ведь человеку на земле изначально дан выбор, нужно только помнить, что добро со злом нокогда не смешиваются в душе. Тогда можно и танцевать от безумного веселья, пира во время чумы, или топтать в танце удушающее горе.
Я слишком люблю тебя чтобы не сказать, босс — у тебя есть все, кроме одного. Безумия! Тебе не хватает безумия! Иначе ты никогда не сможешь обрубить веревку и быть свободным.
И вот после всех трагедий Зорба и его босс-англичанин пляшут и смеются как сумасшедшие. Ведь фильм — о людях, которые находят бешенную радость уже в одном дне жизни. О жизни, которая любит тех, кто радуется ей.