Прекрасное далёкоНечасто приходится встречать среди зарубежного кинематографа ленты, подобные
«Последним ангелам» — глубоко лиричным, удивительно светлым, солнечным и воздушным повествованием о самом прекрасном и незабываемом времени жизни каждого человека, его детстве, поре ежедневных чудесных открытий, самых невероятных приключений, неожиданных встреч и происшествий, первых самостоятельных шагов и решений, поре настоящей искренней дружбы и первой неосознанной и робкой влюблённости, и наряду с этим периоде мучительных попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, болезненных переживаний от непонимания взрослых и тяжёлых разочарований от крушения многих иллюзий. Известно, что в детстве всё воспринимается намного ярче и острее, поэтому происходящие в этот отрезок события накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь.
Именно такой фильм и удалось снять итальянскому режиссёру
Энцо Дория — идеально гармоничную поэму, полностью раскрывающую чистую и наивную душу ребёнка, его незамутнённый взгляд на мир, подлинный гимн «маленькому человечку», постепенно через череду испытаний закаляющего характер, узнающего все стороны бытия без прикрас и мишуры и готовящегося научиться принимать ответственность за свои действия и поступки. Избежав сложных сюжетных коллизий и явно надуманных ходов, режиссёр целиком сосредоточивается на осторожном и деликатном проникновении во внутренний мир мальчика, остро и чутко реагирующего на семейных неурядицы и надеющегося своим спонтанным путешествием на Сицилию достичь хоть какого-то компромисса между близкими. Этот побег — как попытка избавиться от непонимания и неприятия вроде бы и важных, но, если разобраться, совсем не смертельных проблемах родителей.
В главной роли поразительно органично и непосредственно выступил
Алессандро Дория (сын режиссёра), от которого по большому счёту и не требовалось показывать ничего сверхъестественного, любой ребёнок в этом возрасте очень эмоционально откликается на любую несправедливость и бурно проявляет без всяких стеснений все переполняющие его чувства. Это уже позднее люди начинают зачем-то возводить непреодолимые преграды друг от друга и стараются запрятать подальше естественные порывы души и сердца. Остальной блестящий актёрский ансамбль, среди которых можно обнаружить немало выдающихся имён, смотрится лишь роскошным обрамлением детской непритворной игры, как позолоченная рама вокруг какого-нибудь шедевра мировой живописи.
Грамотно дополняют лёгкое и радостное впечатление от фильма его общая выдержанность в светлых солнечных тонах на фоне живописной, очень оригинальной, местами даже девственной природы юга Италии. Отдельного упоминания заслуживает специально созданное музыкальное оформление картины композитора
Стельвио Чиприани, безукоризненно вписывающееся в общую канву повествования и чудесным образом передающее все оттенки настроения той или иной сцены.
Сравнить этот редкостной чистоты и высокого полёта чувств фильм можно, пожалуй, с лучшими произведениями советского киноискусства, где наряду с изображением значимых общечеловеческих, остросоциальных и волнующих гражданских тем, неизменно присутствует, как правило, сильнейший моральный и нравственный посыл, способствующий пробуждению и развитию лучших человеческих качеств и духовному росту. Несмотря на порой лёгкую наивность и обязательную веру в грядущий прогресс, они всегда глубоко откладываются в памяти и подвигают истинно думающего индивидуума на неоднократные и серьёзные размышления.