«Can you fix it?»Блестящий пример британского кинематографа во всей красе — отличная реализация хороших идей малыми средствами, сдобренная проверенными стандартами кино. По жанру данная лента лавирует от морально-этического эссе над проблемой ИИ и его роли в обществе до средненького фантастического экшена. Но, обо всём по порядку:
Сюжет
Хорошая, бодрая завязка — ненавязчивый ликбез зрителю о тесте Тьюринга и вводная лекция о сути конфликта возможности создания искусственного разума. Немного разочаровала середина и концовка, но это из-за необходимости вставки экшен-элементов, на добротную съемку которых, очевидно, не хватило бюджета. Проблематика же в фильме исполнена на отлично — уж если британцы взялись за идею, то довести её до ума они могут. Сколько раз мы видели, как «компьютер взбесился» и напал на весь мир? И только в этом фильме виднеются более-менее серьезные рассуждения о том, как бы это было скорее всего — логично и последовательно. Робот не может «взбеситься» и обмануть — ведь перед этим он должен обрести личность. Искусственный разум по трём правилам робототехники Айзимова не возможен из-за ограничений свободы воли и «Машина» ловко справляется со своим ответом на этот вопрос! Решение довольно простое — наделить ИИ разумом ребёнка, который действительно явился на свет только что, а не был «рождён» годами и десятилетиями заполнения огромной базы данных. «Мы их не программируем, они — самообучаемы» — очень правильный подход в написании сценария для этого жанра. Плюс, не может не радовать внимание создателей к научным трудам, взять хоть тот же тест Тьюринга, и фильмам такого же жанра — видно, чем вдохновлялись (британский же сериал «Черное зеркало», например). Единственный момент с «просадкой» сюжета — склонение Машины антагонистом к насилию и убийствам. Тут уж без клише никак.
Экшен и «картинка»
Визуальные элементы в начале фильма выглядят стильно, качественно, но откровенно дешево — видно, что старались и делали с самоотдачей, чувствуешь сердцем, но мозг так и говорит: «этой картинке самое место в 1995 году, но никак не в 2013». Экшен-часть же из-за этого иной раз не воспринимается всерьёз — ощущение, будто смотришь кино с «ТВ3» начала 90-ых. Старания же, как и качество наиболее заметны в работе пост-продакшена в плане световых «бликов» (здесь при монтаже у создателей явный бзик вышел) и цветового оформления — яркие, сочные цвета в сценах создания Машины и т. п. Картинке не хватает изюминки, и это явный минус.
Актёрская работа
Сильная роль Тоби Стивенса, выдающегося ученого и отца — не простая, но со своей работой справился на отлично. Откровений от игры в таком жанре ждать трудно, но Кейти Лотц совершила настоящий прорыв для самой себя. Нет, она не претендует на лучший драматический образ 2013 года, но 2 её персонажа в фильме это действительно 2 разных персонажа. Я даже сначала полез в сеть при просмотре, проверить, она ли исполняет Машину? Не смотря на постер, её образы сильно не похожи друг на друга — великолепная игра. Безумные фанатки Джонни Деппа меня заплюют, но даже он не так хорошо справился с разницей программы и человека в «Превосходстве» (хотя в целом, сыграл более чем отлично).
Звук и музыкальное сопровождение
Понравилась музыка, хоть основная тема и звучала морально-устаревшей. Технически не сложная, но полностью соответствующая атмосфере фильма. Просто то, что нужно — ни больше, не меньше. В целом к звуку претензий никаких, ну а про британский акцент и говорить нечего — любителям посмотреть в оригинале рекомендую именно это и сделать.
Итог:
Добротный фантастический фильм с хорошими идеями и слабенькой частью боевика.
7 из 10